Реакция

«Интернет в России - больше чем Интернет»

В блоге агентства «БалтИнфо» губернатор Санкт-Петербурга
Георгий Полтавченко поддержал идеи Владимира Путина
о необходимости использования Сети для развития демократии

«История России знает немало примеров того, как чужие идеи получали у нас неожиданное развитие. Прививались, приживались, а потом как-то разом и вдруг овладевали умами, отыскивая для себя точки опоры в народных традициях, в национальных чертах характера.

Из всех возможностей, которые предоставляет Интернет, важнейшей для нашей страны я считаю возможность коллективно, а говоря по-русски, - соборно, сообща, влиять на власть. От обсуждения законов, которые власть собирается принимать, до предложения собственных законопроектов. От общего обсуждения проблем до выставления всем миром оценок тому или иному чиновнику.
Сегодня гражданское общество в России, как справедливо отмечает Владимир Путин в своей последней статье, обогнало в своем развитии государство. Информационный обмен между ними во многом односторонний. Российское общество быстрее движется к интернет-демократии. Оно само ее создает и использует. Государство же только учится.
Да, оно уже способно воспринимать информацию из сети Интернет. Да, оно внимательно относится к электронным площадкам СМИ, дискуссиям и мнениям в блогосфере, стремится оперативно реагировать на жалобы, идеи, инициативы и предложения граждан, появляющиеся в Сети. Но само государство еще не достигло той степени информационной открытости, которая бы устроила современного человека. Прежде всего - человека, воспитанного русской культурой.
Вспомните, что писал Федор Михайлович Достоевский: «Высшая и самая характерная черта нашего народа - стремление к справедливости и жажда ее». Веками простые люди в России стремились донести до верховных правителей свою беду, рассказать о наносимых обидах, о притеснениях и угне­тениях. И до сих пор наши граждане, как встарь, вынуждены обивать пороги, дозваниваться по вечно неработающим телефонам, обращаться за помощью к знакомым, искать сомнительных посредников, чтобы получить самую элементарную справку.
Мой микроблог в «Твиттере» полон такого рода обращений. Есть и жалобы, и настоящие крики души. Я их читаю, отвечаю, делаю, что в моих силах. Но по большому-то счету, даже губернаторский «Твиттер» - это средство общения, а не средство государственного управления. Это мой личный и очень маленький шажок. А нужно делать прыжки, и не один, а несколько, и не только мне - всей нашей стране. Государству российскому только предстоит осознать преимущества Интернета и как средства оперативной связи с народом, и как средства обратной связи с обществом, и как способа «включить» всех граждан России в государственные дела.
Россия позже других развитых стран начала насыщаться компьютерами и подключаться к Интернету. Но мы делаем это с какой-то особой страстью, притом все - от мала до велика. И такими темпами, что другие только удивляются. Я объясняю это тем, что Интернет в России оказался больше чем Интернет. Народ надеется через него донести правду до президента и правительства. Народ хочет быть услышанным - и в прямом, и в переносном смысле слова. И лишать его этой надежды ни в коем случае нельзя.
Это наша национальная особенность восприятия Интернета. Я вообще думаю, что нам не очень подходит выражение «пользователь». Нам, конечно, надо научиться употреблять Интернет для своей пользы: публиковать проекты нормативных актов, организовывать дискуссии и обсуждения, информировать о деятельности органов власти, максимально упрощать возможность обмена информацией между учреждениями и гражданами.
Но русский человек так устроен, что нам всегда мало одной только пользы. Интернет дает России шанс не просто на демократию - он дает нам шанс победить наши застарелые беды, шанс преодолеть заскорузлость и нерасторопность государственной машины. А в общем - на коренное переустройство всей нашей жизни.
Владимир Владимирович Путин, пожалуй, первым из российских политиков это осознал и предложил конкретные механизмы по обустройству России посредством новых технологий. Его идеи противоположны западному, утилитарному пониманию Интернета - как пространства для «фишек» и «прибамбасов», пространства для развлечения, для личной пользы. Для России и русского человека куда важнее польза общая - возможность соборного управления государством.
У России сейчас есть великий шанс не просто остаться собой, а реализовать свою национальную идентичность на новом уровне. Не растерять, а укрепить ее посредством Интернета».

Балтийское информационное агентство «БалтИнфо»

12.10.2015