Сергей Марков
политолог, проректор Российского экономического университета
им. Плеханова:

«Гражданская война в России невозможна!»

4 марта Россия будет выбирать президента. Яс­но, кто является фаворитом гонки. Ясно и то, что результат народного волеизъявления «болотно-сахарную» оппозицию не устроит. В крупных городах снова пройдут «оранжистские» и в противовес им - «антиоранжевые» митинги. Наступит ли после этого долгожданное спокойствие? Об этом мы беседуем с известным российским политологом, проректором Российского экономического университета им. Плеханова Сергеем Марковым.

«Оранжистов» - от силы пять процентов
- Сергей Александрович, как бы вы охарактеризовали текущую политическую ситуацию в России?
- Я бы отметил несколько важных факторов, которые наложились друг на друга. Первый - начало президентской избирательной кампании. Второй - уменьшение рейтинга партии власти, а также кризис доверия к результатам состоявшихся думских выборов. Третий - попытка реализации «оранжевого» сценария в России с целью подрыва легитимности нынешней власти. Все вместе привело к резкому всплеску общественной активности.
- Чего нам ждать после 4 марта - каковы ваши прогнозы?
- Предсказать, как будет развиваться ситуация, сегодня можно достаточно определенно. Оппозицию результаты выборов не устроят, и 5, 10 и, видимо, 18 марта она организует  массовые акции протеста. В противовес им пройдут крупномасштабные митинги в поддержку результатов выборов. Кстати, еще большие по размаху. Что сейчас непонятно, так это то, будет ли оппозиция провоцировать столкновения с силами правопорядка.
- Вы опасаетесь беспорядков по всей стране?
- Только в Москве и Петербурге. В остальных регионах крупных акций протеста не будет. Там люди оглядываются по сторонам и видят, что их знакомые и окружение поддерживают нынешнюю власть. Это в столице многим кажется, что результаты выборов расходятся с их самоощущением...
- Вы уверены, что «антиоранжистов» в нашей стране больше, чем «оранжистов»?
- Абсолютно. «Оранжистов» в России - ничтожное меньшинство, от силы пять процентов. Их противников - процентов 75. Остальные - неопределившиеся.

Борьба «ниссанов» с «мерседесами»
- Можно ли ожидать, что мартовские митинги оппозиции будут менее массовыми, чем декабрьские?
- Думаю, что нет. Они, напротив, будут более массовые. Произошло политическое определение людей. Еще недавно многие не знали, поддерживают они митинги на Болотной или нет. Так что, возможно, номинально поддержка оппозиции выросла на несколько процентов. Но в то же время более существенно увеличилось число противников этих митингов - тех, кто еще недавно считал себя аполитичным человеком, а теперь готов идти на Поклонную...
- Многие эксперты считают, что наши «демореволюционеры» своими действиями добились обратного - повысили рейтинг Путина...
- Да. Но скорее - они заставили команду Путина резко активизироваться. И это в свою очередь поднимает его рейтинг.
- Кто, на ваш взгляд, те люди, что выходят на болотные площади?
- Про украинскую революцию говорили, что это «бунт миллионеров против миллиардеров». Я бы сказал, что у нас владельцы «фордов», «ниссанов» и «хендай» вышли на митинги против тех, кто ездит на «мерседесах» и «ауди» с мигалками. Но проблема в том, что большинство российских граждан не имеют ни того ни другого - они пользуются общественным транспортом. Так что говорить о том, что против Путина вышел российский народ, я бы поостерегся.

«Лига избирателей» крадет у народа голос?
- Должна ли российская власть вести диалог с оппозицией?
- Да, диалог с теми политическими силами, которые действуют в рамках закона, должен вестись обязательно. Выстраивать его нужно, опираясь на данные соцопросов. Они помогут определить, сколько народу поддерживает те или иные движения. Это не должен быть диалог с улицей. Власти нельзя вестись на требования людей, которые сейчас пытаются говорить от имени общества. Например, у нас есть «Лига избирателей», которая по сути дела, по моему мнению, пытается украсть у народа его голос. Ведь наше общество - многоголосое, и «Лига избирателей» - один из десятков голосов. Но это меньшинство - более крикливое. Власть должна вести диалог с силами, которые имеют мощную общественную поддержку, а не просто громче всех орут.
- Сейчас все чаще разного рода аналитики рисуют апокалипсические картины будущего России, говорят об угрозе гражданской войны... Как вы к этому относитесь?
- Гражданская война в России невозможна, хотя есть люди, которые очень этого хотят. Но российская власть сильна, а российский народ достаточно мудр. А тот, кто будет пытаться и дальше расшатывать ситуацию, будет просто политически изолирован.

Ольга Рябинина

12.10.2015