Гайд-парк
Нас ждет весна протестов
Эксперты «Смены» - о том, как будет развиваться ситуация в стране
после президентских выборов
День голосования - позади. На момент сдачи этого номера «Смены» в печать его итоги еще не были известны. Зато заранее было известно другое: уличную оппозицию в любом случае не устроят результаты народного волеизъявления и она продолжит расшатывать ситуацию в стране. Главная задача российских «демореволюционеров», которую они и не скрывают, - объявить выборы нелегитимными и внушить населению: тот, кто получит по их итогам большинство голосов, не имеет права занимать президентский пост. Руководство страны должно будет определиться, как реагировать на действия оппозиции. О вариантах развития ситуации размышляют эксперты «Смены» - известные российские политологи.
Юрий КРУПНОВ,
председатель российского Движения развития (Москва):
«Угроза «оранжизма» будет нарастать»
- После выборов 4 марта ситуация в стране продолжит дестабилизироваться. Так называемый демократический протест будет максимально инспирироваться, а угроза «оранжизма» - нарастать.
Однако самым большим вызовом для власти станет общая социально-экономическая ситуация осенью 2012 года, когда глобальный финансово-экономический кризис вступит в свою высшую фазу и по сути начнется глобальная экономическая катастрофа. К тому времени как раз взлетят тарифы на жилищно-коммунальные услуги (их повышение отложили с января на июль), вырастут цены на бензин, начнут реализовываться непопулярные законы - например, отложенный до 1 июля Федеральный закон № 83, называемый в народе законом о коммерциализации бюджетной сферы.
И тогда руководству страны придется делать очень сложный выбор. Сценарий номер один - идти на реализацию откровенно людоедской социально-экономической модели управления страной, представленной в обновленной «Стратегии-2020», которая разработана Ярославом Кузьминовым и Владимиром Мау. По сути это будет гайдаровская реформа в кубе. «Стратегия-2020» не создает источников новой стоимости и нового общественного богатства, а по сути связана с усилением сверхэксплуатации населения и перераспределением доходов от нефти и газа в пользу элит. Реализация данной модели с неизбежностью заставит власть закручивать гайки и вводить пиночетизм.
Но у руководства страны есть альтернатива - в кратчайшие сроки все-таки разработать принципиально иную модель, предполагающую восстановление промышленности и постсоветского пространства - речь о новой индустриализации и Евразийском союзе. Только реализация данной модели - модели развития страны - поможет, на мой взгляд, кардинально изменить жизнь в стране в лучшую сторону.
Поэтому для меня главный вопрос сейчас стоит так: поддастся ли Владимир Путин инерции и переходу к неизбежному пиночетизму - или все-таки действительно сумеет создать новую команду и новую модель и организует подъем и развитие страны?
Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации
(Москва):
«Для революции нет серьезного повода»
- Судя по планам так называемой несистемной оппозиции, после выборов ситуация будет развиваться в конфликтном ключе. Уже сейчас лидеры «несогласных» не скрывают намерения разбивать палаточные городки и проводить другие пещерно-революционные акции. Но их главная проблема - в отсутствии достаточного повода для того, чтобы протест стал по-настоящему массовым.
Для революции нужны одновременно политические и социально-экономические причины. И даже если предположить, что политические факторы в России есть - например, «народ устал от Путина», «ему просто надоела власть», - то экономических факторов нет никаких. Руководство страны исполняет взятые на себя социальные обязательства, цены на нефть по-прежнему высокие. Чтобы революционная идея в такой ситуации овладела массами, нужен серьезный повод. Поэтому, увы, как мне кажется, наши профессиональные революционеры пойдут по пути провокаций. Это серьезная опасность для страны - дай бог, чтобы обошлось без крови.
Мне бы очень не хотелось, чтобы такой черный сценарий развития событий реализовался в действительности, но, похоже, действия оппозиционеров направлены именно на это. Тем более что за последнее время власть сделала немало, чтобы наладить с «болотниками» сотрудничество. И у нее это получилось - присутствие Рыжкова и Удальцова на заседании Госдумы при обсуждении пакета законопроектов о политической реформе это подтверждает. Если правоохранительные органы все-таки нейтрализуют радикалов, серьезных провокаций удастся избежать. Если нет - ситуация может выйти из-под контроля.
Валерий ОСТРОВСКИЙ,
политолог (Санкт-Петербург):
«Акции оппозиции закончатся к лету»
- Очевидно, что какими бы чистыми ни были состоявшиеся президентские выборы, активная часть оппозиции их результаты не примет. Акции протестов готовились заранее - и они все равно состоятся.
Между тем каких-то активных действий от власти (например, закручивания гаек сразу после выборов) я не жду, по крайней мере - до инаугурации президента. Скорее всего, руководство страны и дальше будет продолжать процесс вовлечения лидеров оппозиции в переговоры. Кстати, согласно теории «цветных революций» американца Джина Шарпа, оппозиции не возбраняется в них участвовать. Правда, по мелким, а не крупным вопросам. Так что вовлечение «несогласных» в переговорный процесс как-то смягчит ситуацию.
Если и это не поможет, не исключаю, что к лидерам оппозиции могут быть применены меры повышенного давления. Какие именно - сейчас можно только предполагать. В любом случае той растерянности власти, которая наблюдалась в первые недели после выборов 4 декабря, уже не будет. Власть сумела найти и сконцентрировать ресурсы - ей удалось не допустить роста поддержки оппозиционеров.
Постепенно, скорее всего - уже к лету, митинговая волна сойдет на нет. Завсегдатаи Болотной площади уедут в отпуска на Канары, Сейшелы и на Лазурный Берег Франции. Митинговать станет некому - Рублевка будет отдыхать. Ведь не секрет, что нынешняя ситуация во многом была спровоцирована той частью элиты, которая боится возвращения Путина к власти, так как не ждет от него для себя ничего хорошего.
Если в этом году нашу страну все-таки захлестнет очередная волна экономического кризиса, она выбьет почву из-под ног в том числе у болотно-сахарной оппозиции. Ее основной полевой отряд - офисные работники, связанные с транснациональными корпорациями и отечественными компаниями, так или иначе подпитываемыми «нефтянкой». Если из «нефтяной иглы» начнет капать меньше, эти люди не смогут ходить на митинги и сидеть в московских клубах - они вынуждены будут искать работу, как-то зарабатывать и меньше болтать. Так что любой мало-мальски серьезный кризис, как это ни парадоксально, уменьшит поддержку уличной оппозиции.
Яков ЕВГЛЕВСКИЙ,
историк, политолог (Санкт-Петербург):
«Власть сумеет обуздать митинговую стихию»
- Главная интрига нынешних выборов - сколько процентов голосов получит каждый из оппозиционных кандидатов. Чем больше будет поддержка оппозиции, тем более масштабными окажутся акции протеста, тем больше криков будет на улицах и площадях.
В любом случае весна-2012 ожидается шумной. Тем более что теплая погода всегда способствует проведению уличных акций.
Особенно трудно властям придется в период до инаугурации нового главы государства. Избранный, но не вступивший в должность президент вряд ли решится на жесткие меры против оппозиции. А после инаугурации руководитель страны может начать действовать более решительно. Количество выданных разрешений на проведение акций протеста может резко сократиться. Нельзя исключать усиления интереса спецслужб к российским неправительственным организациям, связанным с Западом.
Летом протестная активность поубавится, но ненадолго. Отныне оппозиция будет хвататься за малейший повод, чтобы вывести людей на улицы. И все же, как мне кажется, власть сумеет обуздать митинговую стихию. Надеюсь, что для этого ей не придется прибегать к насилию. Надеюсь также, что она в то же время и не пойдет на поводу у оппозиции. В начале века это плохо закончилось - власть постоянно шла на уступки интеллигенции, и в конечном счете все это привело к Февральской, а потом - к Октябрьской революции.
И все же перед новым президентом совсем скоро неизбежно встанет вопрос: какую политику проводить? Ему придется задуматься об отсутствии в стране национальной идеологии, системной пропаганды и необходимости изменения структуры нашей экономики.
Подготовила
Ольга Рябинина