Годовщина «арабской весны»
С такими «друзьями» и врагов не надо!
Сирийцы проголосовали на референдуме за новую конституцию, однако
западные политики признавать ее не хотят
Год назад в Сирии начались выступления оппозиционеров, которые сейчас, благодаря поддержке из-за границы, приобрели угрожающий масштаб. Год назад Советом Безопасности ООН была принята резолюция, вводившая санкции против режима Муамара Каддафи, и началась якобы миротворческая операция, которая привела к полномасштабной гражданской войне в Ливии. Уже год продолжается так называемая «арабская весна», которая во многие страны Ближнего Востока вместо обещанной свободы и демократии принесла хаос и разруху. Но, видимо, западным странам еще мало революций. Вот и в Сирии они активно помогают повстанцам, в упор не замечая попытки правительства провести демократические преобразования мирно, путем постепенных реформ.
О фарсе и фикции
26 февраля в Сирии прошел референдум, в котором приняли участие 57 процентов граждан страны. На нем подавляющим большинством голосов - 89 процентов - была принята новая конституция, которую уже подписал президент Башар Асад. Но, естественно, западных политиков, которые хотят свергнуть правящий режим и привести к власти оппозиционеров, совершенно не устраивает подобный расклад. Они назвали референдум «фальшивым», «фарсом» и «фикцией».
Однако с точки зрения международного права полной фикцией можно скорее назвать проведенную в Тунисе по инициативе США встречу так называемых «Друзей Сирии». Туда пригласили представителей боевиков - членов Сирийского национального совета, который был признан на встрече «законным представителем всего сирийского народа». Вот так - на каком-то собрании с непонятным статусом США и их союзники принимают решения за народ другой страны! Похоже, этим «друзьям» и дела нет до того, что на самом деле думают сирийцы. Они отказываются признать тот факт, что у нынешнего президента Сирии - мощная поддержка населения. «Друзей» не интересует, что за конституцию, предложенную Башаром Асадом, проголосовало больше половины граждан страны! Да, не все из них - активные сторонники Асада, но люди пришли голосовать потому, что не хотят революций, не хотят военной интервенции, не хотят насильственной смены режима и сопутствующих потрясений. А еще люди проголосовали потому, что были возмущены самоуправством западных политиков.
Для наглядного сравнения представьте себе, что США решили провести встречу «Друзей России», допустим, в Грузии. И на ней признали представителей оппозиции, например Ксюшу Собчак и Навального, законными представителями народа России. И всерьез обговаривали бы с ними размещение миротворческого контингента в стране для передачи власти этим «законным представителям». Подобный сценарий кажется сюрреалистическим. А вот для Сирии он стал реальным!
И у кого тут руки в крови?
Вообще, риторика некоторых американских политиков просто поражает степенью цинизма! Например, после того как Россия и Китай во второй раз наложили вето на резолюцию ООН по Сирии, которая фактически разрешала военное вмешательство, нам было заявлено, что «руки России и Китая будут в крови», что наше вето - это «лицензия убивать». Хочется воскликнуть: господа гуманисты, вы свои руки сначала отмойте и посмотрите, что творится хотя бы в облагодетельствованной вами Ливии!
- В Ливии сейчас происходит полная деградация государственного управления как такового, - констатирует аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. - И крови в Ливии в настоящий момент гораздо больше, чем при Каддафи, который якобы жестоко расправлялся с оппозиционерами. Давайте посмотрим на демократию в конкретных человекопотерях. Вы знаете, что около 180 тысяч иракцев погибли с 2003 года при установлении нового либерального режима? Все это результат бардака и анархии, разразившейся в стране. Такого не наворотил даже кровавый диктатор Саддам Хусейн, будучи у власти! А помните, как правозащитники назвали Каддафи убийцей за то, что при подавлении беспорядков погибло несколько десятков оппозиционеров? Теперь же, с приходом новой власти, речь идет о тысячах погибших ливийцев! Это сведение счетов, уничтожение тех, кто был лоялен к режиму Каддафи, зачистки, борьба за власть, передел собственности и власти. Вот что породила демократизация - общество насилия, мести, возвращение к племенным средневековым порядкам.
Грязные методы
Сотрудник Института Ближнего Востока Александр Быстров, который как раз недавно был в Ливии, отмечает, что ситуация там развивается «по пессимистичному сценарию». И затянется это надолго.
- Межплеменные столкновения в Ливии, похоже, начинают приобретать характер устойчивой тенденции, - говорит ученый. - Переходный национальный совет (ПНС) переживает очень трудные времена и, судя по всему, не в силах в достаточной мере контролировать развитие ситуации в стране. Это еще раз подчеркивает правильность тезиса о том, что сам ПНС являлся во многом «экспортированным из-за рубежа» образованием с очень малой степенью влияния и поддержки внутри страны. Последние бои в Бени-Валиде, демонстрации студентов в Бенгази, Мисурате и Триполи, вооруженные столкновения между различными отрядами вооруженной милиции - это внешние признаки структурного кризиса верховной власти.
Ну и где теперь западные гуманисты и правозащитники?! Почему не защищают мирных ливийцев, которых пачками убивают в ходе межплеменных разборок?! Видимо, их милосердие весьма избирательно и теперь направлено на бедных угнетаемых сирийцев-оппозиционеров. Кстати, в феврале представители последних захватили в Ливии здание российского посольства и в знак протеста вывесили на нем свой флаг! Очевидно, эта акция была направлена на то, чтобы дискредитировать Россию как возможного посредника в переговорах с режимом Асада. Ведь никакие переговоры «миротворцам» на самом деле не нужны.
Помогли извне
А тем временем в Сирии из-за непрекращающихся стычек с повстанцами положение населения постоянно ухудшается. Корреспондент «Смены» побеседовала со студенткой факультета международных отношений СПбГУ Мари Аль Джереф, которая только неделю назад вернулась из Сирии. До поступления в вуз она жила там, да и теперь регулярно ездит в Сирию, чтобы навестить родственников. Поэтому о ситуации в стране знает не понаслышке.
- Еще год назад, когда произошла революция в Египте, меня спросили, не может ли подобное произойти и в Сирии. Я тогда ответила: «Конечно, нет!» А через две недели начались выступления повстанцев. Не только для меня - для многих это стало полной неожиданностью! - рассказывает она. - Понимаете, у нас долгое время была стабильность, этакий социализм по-арабски. Конечно, хватало тех, кто устал от Асадов. Ведь с 1970 года страной управлял Хафез Асад, а потом в 2000 году президентом стал его сын - Башар. Поэтому недовольные были. Но в целом люди жили неплохо: экономика страны росла, Асад-младший начал проводить реформы, частично разрешил рыночные отношения, в стране стали открываться офисы иностранных компаний и банков, распространился Интернет, появилась мобильная связь. При этом цены на основные продукты и услуги оставались примерно на одном уровне, на улицах было очень безопасно. И наверное, если бы не было какой-то помощи извне, то выступления оппозиции не приняли бы такого масштабного характера! А что мы видим сейчас? Все подорожало в два-три раза, отключают электричество на 12 часов в сутки. По телевизору говорят, это связано с тем, что электростанции не справляются - им не хватает топлива, потому что повстанцы подрывают газопроводы, пытаясь таким образом дискредитировать правительство. Представьте, что вы полдня живете без света, воды (она подается в квартиры с помощью электрических насосов) и отопления! В Дамаске еще относительно спокойно, однако в пригороды иногда прокрадываются повстанцы из «Свободной сирийской армии». Естественно, чтобы выбить их оттуда, в район заходят правительственные войска. Начинаются уличные бои, а простые люди остаются зажатыми в этом капкане. У меня дома останавливались друзья, которые бежали из такого района. Они говорят, что пули летали повсюду. Из дома не выйти, воды не набрать, ничего не купить. А потом правительственная армия, когда оттесняет группировки ССА, устраивает зачистки. Они стучат в каждую квартиру, проверяют, нет ли там повстанцев. Если дома никого нет, то выламывают дверь и все равно проверяют. Квартиры остаются открытыми, а это соблазн для мародеров...
Однако очевидно, что, если к власти придут повстанцы - исламские боевики, станет только хуже. В первую очередь развернется борьба внутри самой оппозиции. Она в Сирии сильно раздроблена. Никакой программы реформ у них нет, а главное требование только одно - чтобы президент ушел.
- А что будет потом - а будет гражданская война, будут кризис, разруха, религиозные и национальные погромы, - об этом многие представители оппозиции даже не задумываются, - с сожалением заключает Мари Аль Джереф.
Юлия Ли