Гайд-парк

У Путина нет времени на раскачку

Известные политологи рассуждают об особенностях третьего президентского срока

Победа Владимира Путина была ожидаема. Но победить мало. Перед избранным президентом стоят очень непростые задачи. Усиливающаяся поляризация общества, продолжающиеся провокации со стороны оппозиции практически не оставляют ему времени на раскачку. Каким же будет новый Путин? Куда поведет он Россию? Об этом размышляют эксперты «Смены».


Максим ШЕВЧЕНКО,
политолог, телеведущий (Москва):


«Новый президент должен ответить на запросы общества»

- Мне не очень нравится такая постановка вопроса: каким будет новый Путин и какую политику он будет проводить? Многие сейчас чрезмерно персонифицируют российскую политическую ситуацию. Это наша российская традиция: пытаться из истории заново родить Сталина.
Я бы сформулировал вопрос по-другому: какие вызовы стоят сегодня перед властью, перед российским государством, во главе которого в результате выборов оказался Владимир Путин? На самом деле их достаточно много. В России слишком разноукладные регионы, поэтому президенту придется думать, как обеспечивать их развитие в рамках единого государства. Как победить торжествующую бюрократию и ограничить власть силовиков. Как обес­печить нормальное функционирование финансовых институтов, а не господство спекулянтов и олигархов. Как добиться того, чтобы поправками в законы о выборах глав регионов не воспользовались криминальные элементы или мошенники. Список можно продолжать.
Мне кажется, в России только сейчас рождается политическая нация. До этого мы были просто населением, которое проживало на одном из обломков Советского Союза. И мы становимся гражданами не потому, что так начальник приказал или из-за рубежа потребовали. Изменился не Путин, а изменились мы сами. Теперь мы уже не те ушастые советские граждане, которые когда-то попали в период страшных капиталистических реформ. В 1990-е мы прошли войны, поэтому теперь знаем цену жизни и смерти, понимаем, что такое дружба и вражда, закон и беззаконие. Мы хотим жить в нормальной, свободной и демократической стране. Ответить на этот запрос населения - главная задача для Владимира Путина.
Мне кажется бесполезным пытаться определить, какой Путин политик - правый или левый. Да, в экономике он скорее либерал, верит в силу капитализма. Но в то же время он родился в СССР и понимает, что такое большое государство и как трудно им управлять, как сложно состыковывать на первый взгляд совершенно несостыковываемые элементы. Мне кажется, что Путин прежде всего технократ. Именно когда он выступает в роли кризис-менеджера, а не идеолога правого или левого толка, у него все прекрасно получается, как это уже было в казавшейся неразрешимой ситуации в Чечне. Поэтому самое правильное для Путина сейчас - быть нейтральным и решать задачи, исходя не из утопического взгляда на них, а руководствуясь исключительно прагматическими соображениями. Президент должен постараться работать и с левыми, и с правыми, с либералами и с патриотами.
Нужно помнить, что слабая власть в России - это источник большой беды. При этом сильная власть должна уметь передавать часть полномочий обществу.


Константин ЗАТУЛИН,
директор Института стран СНГ, депутат Государственной думы РФ
первого, четвертого и пятого созывов (Москва):

«Проигравшие не имеют права навязывать свое мнение победителям»

- Сейчас и для власти, и для оппозиции наступает время испытания. Испытания, связанного с результатами выборов и их последствиями. Я считаю, надо опереться на большинство населения, которое требует справедливости, борьбы с кор­рупцией, внятного внутреннего и внешнего политического курса. И безусловно, оно, это большинство, далеко от тех, кто в первую очередь на повестку дня ставит праволиберальные ценности, желая со­хранить или приумножить свои капиталы, не отвечать по результатам приватизации и т. д.
Первая реакция праволиберальных сил на избрание Путина говорит о том, что, потерпев поражение в открытой борьбе с Путиным и на улицах, и на избирательных участках, они сегодня пытаются воспользоваться своими связями в высших эшелонах власти, в частности в окружении Дмитрия Медведева, для того чтобы заставить победителя принять их условия игры. Статья в «Известиях» Владислава Иноземцева, одного из талантливых представителей этой плеяды, в этом убеждает. Он пишет в своей колонке, что появился небывалый шанс для либералов. С одной стороны, Путин-де ослаблен выступлениями против него, с другой стороны, продемонстрирован «драйв» в лице Михаила Прохорова. О втором месте Зюганова тут же забыли. А Прохоров, за которого отдали голоса от «безрыбья» и сторонники протестующей оппозиции, и просто ищущие новое лицо, далекие от его идей люди, - чуть ли не готовый кандидат в премьеры! По мысли либералов, он вместе с внесистемной оппозицией должен заставить Путина действовать по своим правилам. Я - категорический противник такой попытки украсть победу у Путина и у большинства избирателей!
Да, победитель должен слышать все голоса, в том числе и голоса оппозиции. Более того, я даже благодарен оппозиции за то, что после думских выборов она проявила себя и заставила власть пробудиться и действовать. Например, отказаться от тех рудиментов перестраховки, которые за последние годы были вплетены в ткань российской государственности. Речь о планируемом введении мажоритарной системы выборов депутатов Госдумы и о возвращении выборов губернаторов, которые при всех недостатках, как мне кажется, все-таки лучшая альтернатива, чем их назначение. Я убежден, что с Каспаровым, Немцовым, Рыжковым и кем угодно еще лучше спорить в стенах Госдумы, а не в подворотнях. Не нужно создавать искусственные проблемы на пути регистрации партий!
Но с другой стороны, противопоказано поддаваться на нехитрую пропаганду оппозиции, которая навязывает свои идеи в качестве руководящих. Люди с открытым забралом выступали против Путина, а теперь требуют с пеной у рта, чтобы он выполнял их программу! Если они хотят, чтобы была выполнена их программа, то в этом случае должны собрать голоса на выборах. Не в этот раз, так в следующий. Надо еще посмотреть, будут ли их идеи, в том числе идеи во внешней политике, завязанные на мнении «старшего брата» - США, востребованы у народа.
Сейчас борьба не за то, должно или не должно быть обновление курса. Конечно, оно должно быть! Но вот каким оно будет и кем будет проводиться - в этом специ­фика сегодняшнего момента после победы Владимира Путина на выборах 4 марта.


Дмитрий ГАВРА,
политолог, профессор Санкт-Петербургского
государственного университета (Санкт-Петербург):

«Изменилась страна. И ему тоже придется меняться»

- Многие полагают, что основные вызовы, с которыми столкнется Путин в ближайшее время, лежат в плоскости политики, а не экономики. Я с этим не согласен.
Россия катастрофически отстает от передовых стран по многим показателям - производительности труда, трудовому потенциалу, мотивации сотрудников и в целом по отдаче на один вложенный рубль или доллар. На мой взгляд, именно этим можно объяснить то, что у нас до сих пор нет подлинного среднего класса. Поэтому вызов номер один для Путина - модернизационный.
Однако очевидно, что политическая система России также несовершенна. Необходимо налаживать диалог с оппозицией, проводить ротацию элит и освобождать от должностей тех, кто привык к системе откатов и кумовству. На их место, как я считаю, должны прийти молодые, зубастые, вовсе не обязательно связанные с партией власти. Также очевидно, что политическая система должна быть более конкурентной. Поэтому те политические реформы, которые начаты Дмитрием Медведевым, должны быть, на мой взгляд, продолжены.
Старая система управления страной - централизованная, вертикально организованная - была хороша для начала 2000?х. Сегодня она исчерпала себя, поэтому на повестке дня - децентрализация власти.
Нужно добиться того, чтобы в парламенте были представлены интересы всех групп населения. Если в стране есть оппозиция, которую поддерживают тысячи россиян, надо дать ей возможность попасть в Думу. Не нужно оставлять ее на улице, задвигать на периферию, заставлять прибегать к насилию.
В то же время чем жестче оппозиция будет давить на Путина, тем жестче он будет отвечать. Это свойство личности нового президента. Соответственно, чем скорее оппозиция будет готова к переговорам и уступкам, тем больше у нее шансов на то, что Путин, исходя из прагматических соображений, а он - прагматик, начнет демократизацию в стране. Владимир Владимирович - не тот человек, на которого можно давить палатками на площадях, многотысячными митингами или ультиматумами. Но на него вполне можно давить аргументами. Он прекрасно понимает, что сможет остаться у власти в течение шести лет и сохранить свои позиции только в том случае, если изменится сам и изменит страну. И думаю, он к этому готов.

Записали
Ольга РЯБИНИНА, Юлия ЛИ

12.10.2015