Встреча с кумиром

Стоп-крана на «Союзе» нет

Андрей Борисенко рассказал студентам о том, чего боятся космонавты

Наш земляк космонавт Андрей Борисенко в Петербург сейчас заглядывает редко - очень уж много работы в подмосковном Звездном городке! Тем более что только прошлой осенью Андрей вернулся из своей первой полугодовой экспедиции на МКС. Однако он с удовольствием согласился приехать на Общероссийскую научно-техническую конференцию «Молодежь. Техника. Космос», которая традиционно проходит в его родном вузе - БГТУ «Военмех». Как известно, именно из этого вуза вышло большинство петербургских покорителей звездных просторов, в числе которых Георгий Гречко и Сергей Крикалев. Конечно, со времен их выпуска многое изменилось - перестройка, провал в космической промышленности и нынешнее болезненное восстановление. Однако, как показала конференция, сейчас молодые ребята снова мечтают стать космонавтами, хотят совершить заметный прорыв.


 

Когда обстоятельства от тебя не зависят
Естественно, к Андрею Борисенко у студентов возникло множество самых разных вопросов. От сугубо технических до шутливых. Например, какая самая главная кнопка на космическом корабле?
- Стоп-крана на «Союзе», конечно, нет, - посмеялся Андрей. - А самое главное - это не кнопка. Это парашют в спускаемом аппарате…
Но больше всего ребята расспрашивали о том, как проходит отбор в отряд космонавтов, о требованиях, которые предъявляют к претендентам. И здесь Борисенко честно предупредил: трудиться придется долго и упорно, а гарантий никто никаких не даст. Тяжело попасть в отряд космонавтов, но еще тяжелее там удержаться! И дело не только в изматывающих испытаниях и тренировках, которые требуют полной физической и моральной отдачи.
- Наша профессия имеет такую особенность - в любой момент ты можешь слететь с подготовки к полету либо с профессии вообще по не зависящим от тебя обстоятельствам, - рассказал космонавт. - Например, во время подготовки мы сдаем экзамен по выживанию в трудной местности. Конечно, группа старается обеспечить тебе определенный уровень безопасности: проверяет местность на наличие змеиных нор и прочей гадости, но, с другой стороны, в пустыне, в тайге обитают насекомые, которые являются переносчиками очень серьезных, опасных заболеваний. И если тебя укусил, например, энцефалитный клещ, ты однозначно покидаешь свою профессию навсегда! На испытаниях, помню, у нас людей кусали клещи, к счастью, они не были энцефалитными.

Разрешается только побледнеть!
Помимо этого, многие проверочные и тренировочные процедуры в подготовке космонавтов сами по себе являются крайне неприятными. Андрей признался, что больше всего космонавты не любят так называемое «кресло Кука».
- Ты садишься в кресло, на тебя надевают пояс с датчиками, чтобы снимать электрокардиограмму, а потом начинают вращать вокруг оси в этом кресле с огромной скоростью! - объясняет он. - При этом тебе в соответствии с заданием нужно еще отклонять голову вперед-назад или вправо-влево. В этом состоянии человек должен продержаться 10 минут, и для успешного прохождения испытания ему разрешается, строго говоря, только побледнеть. Никакие другие проявления (тошнота, падение давления) недопустимы! Это сразу же - незачет. Еще одно «любимое» испытание - выживание в лесисто-болотистой местности в зимний период. Тут уж кому как повезет. На улице в этот момент бывает и минус пять градусов, и минус двадцать пять! В зимнем лесу экипаж должен прожить в течение двух суток, строя укрытия и используя то, что есть в носимом аварийном запасе. Таким образом, двое суток мы не спим, и прекратить этот тест никак нельзя. Пройти его тоже нужно с высокой оценкой, естественно без серьезных последствий для организма (никаких простуд!), - иначе незачет. Еще есть испытание на внимательность и выносливость в сурдокамере. В ней ты проводишь в режиме непрерывной деятельности 60 часов. Спать нельзя, да и свободного времени практически нет, потому что ты постоянно должен выполнять ряд операций. Причем выполнять четко, без ошибок…
И все же было видно, что трудности, о которых рассказал Андрей Борисенко, студентов не испугали. Уже после лекции в аудитории многие подходили к нему и задавали дополнительные вопросы. Интересно, что про зарплаты космонавтов (кстати, отнюдь не космические!) никто из студентов не заикнулся. Потому что знают - идут не за большими деньгами, а за мечтой.

Без пилотов не обойтись
Сейчас нашей космонавтике очень нужны такие увлеченные и при этом отлично подготовленные люди. Неудачные запуски спутников и других космических аппаратов показывают, насколько серьезная в отрасли нехватка квалифицированных кадров! К счастью, пока обходимся без человеческих жертв. Мы поинтересовались у Андрея Борисенко, могут ли ЧП коснуться и пилотируемой космонавтики.
- Думаю, уровень контроля в промышленности, которая связана именно с пилотами, все-таки повыше, - отметил космонавт. - Хотя нештатные ситуации происходят и у нас. Например, недавно была допущена ошибка при испытании спускаемого аппарата. Нарушение технологии привело к выходу из строя спускаемого аппарата и к необходимости изготовить новый. Поэтому у нас следующий корабль к космической станции улетит не 30 марта, а только в конце апреля…
Поговорили мы и о других угрозах для отрасли. Так, некоторые специалисты уже всерьез говорят о том, что пилотируемая космонавтика - слишком дорогое удовольствие. Мол, нужно сократить программы с пребыванием космонавтов на МКС до минимума и направить деньги на развитие беспилотных проектов. Однако, по мнению Андрея Борисенко, такая экономия может стоить нам еще дороже!
- Не надо противопоставлять одну отрасль космонавтики другой! - уверен он. - Это все равно что рассуждать о том, какая рука нужнее - правая или левая. Есть задачи, которые лучше всего решать автоматической космонавтикой, а есть те, где не обойтись только беспилотными средствами. Но в любом случае отсутствие оператора наверху резко снижает надежность работы любого космического аппарата! Да, аппарат, где предусмотрена работа космонавта, дороже за счет того, что необходима система обеспечения жизнедеятельности человека. Но если выходит из строя автоматический аппарат, то спасти его практически нереально! Отсутствие оператора не позволяет быстро и гибко перенастроить заранее заданную программу. А перенастроить аппарат с Земли будет либо неимоверно дорого, либо очень долго, либо, что вероятнее всего, невозможно!
 

Юлия Ли
Фото Святослава Акимова

12.10.2015