Работа - не волк?

Поколение бездельников

Почему российская молодежь совсем не хочет трудиться

Результаты социологических исследований свидетельствуют: российская молодежь с каждым годом все меньше хочет трудиться, предпочитая сидеть на шее у родителей. Нечто подобное происходит и в других странах, но в России ситуация осложняется еще и необоснованными материальными претензиями большинства молодых людей. И если не предпринять меры на государственном уровне, то скоро с учетом демографических проблем ситуация на отечественном рынке труда вообще станет критической.



Развлечения на первом месте
Если кто не в курсе, существует градация работников на основе их возраста. Родившихся в послевоенный период (1946 - 1963 годы рождения) называют «беби-бумерами». Понятно, что нет правил без исключений, но в целом этому поколению присущи оптимизм, идеализм, ориентация на работу в команде и стремление к личностному росту. В общем, почти идеальные трудяги, да и только. Представители так называемого поколения икс (1963 - 1983 годов рождения) более прагматичны - это индивидуалисты, предпочитающие рассчитывать только на себя и свои силы. Но ради того, чтобы добиться успеха и подняться по карьерной лестнице, они готовы вкалывать долгие годы. А вот родившиеся после 1983 - 1985 годов (поколение игрек) не готовы - им подавай все здесь и сейчас.
- Действительно, поколение игрек обладает некоторыми специфическими чертами, отличающими его от предыдущих. Например, у людей, которым сегодня еще не исполнилось 30 лет, ниже горизонт планирования и уровень ответственности, - рассказала «Смене» директор петербургского филиала рекрутинговой компании «HeadHunter» Юлия Сахарова. - Они часто хотят результатов в самой ближайшей перспективе, не готовы работать в одной компании по 5 - 10 лет в надежде на карьерный рост. Их куда больше привлекает возможность получения нового опыта, новых эмоций, соприкосновения с новыми технологиями и брендами, популярными в Интернете и конкретно в социальных сетях. Можно сказать, поколение игрек - совсем не трудоголики, они стараются уделять больше внимания личной жизни, развлечениям, развитию в разных плоскостях. Меняют работу, ищут себя, и даже если сами или по настоянию родителей едут учиться за рубеж, то стремятся там не столько получить лучшее образование, сколько сменить обстановку и пообщаться с новыми интересными людьми.

Отшельники по доброй воле
Безусловно, среди нынешних молодых людей есть и те, кто стремится в жизни многого достичь - и достигает, но их, увы, абсолютное меньшинство. Несколько лет назад фонд «Общественное мне­ние» проводил исследования карьерных устремлений российской молодежи и выяснил, что продвинуться по службе к высокой должности желают менее 16 процентов. Столько же мечтают о собственном бизнесе, а остальные...
Остальные вообще не хотят работать. В стране выросло поколение убежденных бездельников. По настоянию родителей они после школы получают высшее образование, которое им, собственно говоря, до лампочки. А затем продолжают жить не напрягаясь, в свое удовольствие. Работать-то лениво, да и зачем?! С голоду ведь не умрешь, папа с мамой не дадут - прокормят. Так что можно с удовольствием часами играть в компьютерные игры и сидеть в социальных сетях.
- Нельзя говорить о современной молодежи как о единой массе, однако надо признать: количество парней и девушек с проблемами в самоорганизации и умении правильно устанавливать цели и достигать их в последнее время неуклонно увеличивается, - поведал «Смене» главный врач Центра эмоциональной коррекции, доцент кафедры медицинской психологии МАПО Дмитрий Ковпак. - В японском минздраве по отношению к подобным индивидуумам применяют термин «хикикомори». Так называют молодых людей, вообще никуда не выходящих из дома. Они либо не работают в принципе, либо, если повезет, занимаются какими-то проектами в режиме удаленного доступа. Чаще всего находятся на иждивении у родителей, общаются преимущественно в чатах в Интернете, смотрят сериалы. В общем, такой современный вариант «обломовщины». В России эта проблема тоже весьма актуальна. Явление опасное - такие ребята отказываются от социальной жизни, работы, семьи, постепенно деградируя. Вторая, даже более многочисленная категория не желающих работать - разочарованная, находящаяся в депрессии молодежь. Она хочет всего сразу - успеха, квартиры, машины, но понимает, что в самой ближайшей перспективе не может этого добиться, и отказывается от борьбы. На языке психологов это называется низкой фрустрационной толерантностью.

Государство должно вмешаться
Понятно, что поколением бездельников люди, родившиеся после 1983 - 1985 годов, стали благодаря современному обществу сверхпотребления. Телевидение и Интернет активно пропагандируют беззаботную, развеселую, красивую жизнь, абсолютно не связанную с необходимостью созидательного труда. С экрана методично внушается мечта о халяве и мысль, что тунеядцем быть не просто не зазорно, а, напротив, модно и прикольно. «Помогают» и родители, ни в чем не отказывающие своим чадам, быстро удовлетворяя все просьбы. Покупая в подарки вожделенные айпады и прочие модные атрибуты современной молодежи. Таким образом мешая формированию у молодых людей столь важных качеств, как терпение и целеустремленность.
Отсюда, кстати, и завышенные требования при поиске работы. Смешно, когда вчерашний студент указывает в резюме минимально возможную для себя зарплату в 40 - 50 тысяч. Ему никто и никогда такие деньги не заплатит. Более того, уважающие себя работодатели в последнее время вообще стараются не принимать молодежь.
- Если от тех, кому сейчас 27 - 28 лет, еще есть какой-то толк, то от более юных работников - сплошные убытки, - рассказал нам руководитель крупной торговой сети, попросивший не называть его имя. - У них нет ни элементарных знаний, ни чувства ответственности, а главное, нет никакого желания работать. При общении с клиентами они всем своим видом показывают, что работа им в тягость. Многие мои друзья имеют собственный бизнес, у них - такая же ситуация.
В результате во многих компаниях происходит старение персонала. А это - мина замедленного действия. Что же делать?
- Безусловно, сложная ситуация с поколением игрек сказывается на рынке труда, - уверена Юлия Сахарова. - Понятно, что далеко не у всех молодых людей есть потребность в высшем образовании, но они получают его, поскольку «так принято», и потом не знают, что с ним делать. Получается переизбыток вечных студентов, не определившейся молодежи. Но все-таки есть один плюс: это поколение реагирует на модные тренды, и если государство начнет работать над имиджем профессий, в которых сегодня наибольший дефицит специалистов, это может дать эффект. Грамотная пропаганда способна повысить статус профессионально-технического и среднего специального образования, привлечь молодежь в рабочие профессии.
Что ж, может, через несколько лет действительно станет модно не играться с айпадом, лежа на диване и плюя в потолок, а вкалывать у станка. Но сложно поверить, что поколение бездельников сможет вот так запросто перестроить свои пропитанные «обломовщиной» мозги.

Константин МАЛИНИН
Рисунок Леонида МЕЛЬНИКА 

12.10.2015