Vip-опрос
Три года назад произошел один из самых грандиозных скандалов в истории Петербурга. Его главным героем стал Сергей Бодрунов - тогдашний председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Придя на Пятый канал в прямой эфир передачи «Петербургский час», он стал говорить, что и в кризис доходы петербуржцев растут и безработицы в городе нет. Но звонившие в студию люди были с ним не согласны. «Мало ли кто вам звонит! - набросился чиновник на телевизионщиков сразу после эфира. - Какое-то быдло! Подумаешь, 25 тысяч безработных! Это - ничего, капля в море». И тут же начал угрожать журналистам, которые, по его мнению, неправильно вели передачу. Разговор в кулуарах телецентра получил огласку. Бодрунов в итоге из Смольного ушел. Но проблема хамского отношения чиновников к простым людям никуда не исчезла. А слово «быдло» намертво закрепилось в лексиконе отдельных политических деятелей - в основном из числа либералов. Им, как, вероятно, и Бодрунову, очень не нравится наш народ.
Должно ли публичное хамство преследоваться по закону?
- спросила «Смена» у известных петербуржцев в связи с трехлетием скандала
вокруг Бодрунова
Дмитрий ШАГИН,
художник:
- Насчет закона - не уверен, а вот бороться с хамством художественными средствами я считаю одной из важнейших своих задач. Многие хамы даже не знают, что они хамы, и не ведают, откуда это слово пошло. Хамство - грех, о котором рассказано в Библии. Когда Ной напился и свалился с ног, его сын Хам стал показывать на отца пальцем и глумиться, а два других сына укрыли его наготу и изгнали Хама. Неуважение к старшим, непочтительность к родителям, смех над тем, кто тебя вскормил, - это действия шариковых и швондеров. А нам надо стремиться к уровню профессора Преображенского. И чаще читать Библию!
Елена ТОПИЛЬСКАЯ,
юрист, писатель:
- Хамство и сейчас преследуется законом. Если в чьем-то выступлении содержится клевета, оскорбления, неприличное поведение, это уже состав правонарушения. По крайней мере, в порядке гражданского судопроизводства подобное является основанием для подачи иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. У нас проблема не в отсутствии закона, а в отсутствии людей, которые могут и хотят его применить.
Андрей СИГЛЕ,
композитор и продюсер:
- Публичное хамство должно неотвратимо и строжайше наказываться! Ведь распущенность недостойных может глубоко ранить всех остальных. Только не надо выдумывать новых законов. Их для борьбы с разнузданностью и так достаточно. Только неукоснительное соблюдение уже имеющихся законов обеспечит нужный результат.
Сергей ЦЫБУКОВ,
генеральный директор НПО по переработке пластмасс
имени «Комсомольской правды»:
- Нет. Хамство должно преследоваться общественным мнением. Можно создать экспертный совет из уважаемых горожан, который бы официально предупреждал конкретного человека о недопустимости хамских высказываний. Если не внемлет - публично бы объявлял его хамом. С такой «этикеткой» не многие захотят ходить. Например, людям, связанным с бизнесом, репутация, как правило, очень дорога. Полагаю, они задумаются после первого же предупреждения. И не надо ограничиваться борьбой только со словесным хамством, ведь оно бывает и в архитектуре, и в рекламе…
Вопрос задавала
Людмила АНДРЕЕВА