Судьба человека
Магия неба
Петербурженка Неонила Липовка совершила переворот в астрономии
Мы думаем о земном, а она и дня не может без звездного неба. Без маленького шага в познании его тайн. Астроном, кандидат наук Неонила Липовка полвека работает в Пулкове, занимается радиоастрономией. Недавно она получила патент на способ привязки радиоисточников к привычной визуальной карте, совершающий переворот в астрономии.
…Война застала ее семью в Барановичах. Первые три дня сидели в подвале, где были в основном женщины и дети. С ужасом смотрели на окна, освещаемые взрывами снарядов.
Когда пришел приказ отправлять женщин и детей в тыл, отец посадил жену с маленькими детьми в товарный вагон и ушел на фронт. Неониле было 3,5 года, она тащила чайник, который запомнила на всю жизнь: он был очень тяжелым…
…В День Победы мать Неонилы с детками возвращается в Белоруссию. Они ждут своего поезда на вокзале и наблюдают красивейшее зрелище - небо расцвечено салютом. С этого момента небо привлекало взор Неонилы своей красотой и загадочностью: «А что ТАМ?» Мечтала стать летчиком. Дедушка подарил ей военную фуражку, которую она не снимала.
* * *
Послевоенное время было очень трудным: не было одежды, плохо с продуктами. Учеба давалась с большим трудом. Неонила была застенчивым ребенком, сидела на последней парте.
И вот однажды на уроке математики учительница пересадила ее на третью парту к девочке-отличнице. Учительница дала решать задачку и вызвала к доске Неонилу, но соседка по парте успела ей подсказать решение. Неонила мелом написала решение первого вопроса - и прозвенел звонок. На перемене девочка подсказала, как написать следующие три вопроса. В результате в четверти Неонила получила по математике четыре.
А придя домой, она расплакалась оттого, что ей незаслуженно поставили четверку - ведь она совсем не понимает математику. Мать сказала: «Вот начинаются зимние школьные каникулы, садись и решай задачки». Неонила начала с первой страницы учебника и в первый день решила полторы задачки, а на третий день она щелкала их как орешки. Так появились любовь к математике и сообразительность.
* * *
После засухи, случившейся в Белоруссии, девочка уговорила мать переехать в Крым, поскольку там тепло и не нужно теплой одежды, а хлеба много. Продали козочку и уехали. Старшая сестра Тамара осталась в Белоруссии, Неонилу (ученицу 6-го класса) в Крыму определили в Красноперекопскую школу-интернат, а матери предоставили работу в деревне. Навещала она дочь раз в неделю.
В конце учебного года Неонила пришла к директору школы Ивану Матвеевичу и попросила взять маму на работу. Он взял. Семья снова объединилась, им дали комнату с дровяной печкой, было тепло и не голодали.
Однажды, уже в 7-м классе, Неонила зашла в библиотеку и увидела брошюру о газовых туманностях. Интерес к тому, как образовались звезды, газовые туманности и Вселенная, был настолько велик, что она загорелась новой страстью, переориентировалась с профессии летчика на астронома.
* * *
Вскоре Тамара поступила в Белорусский государственный университет в Минске; она уговаривала младшую сестру поступать туда же, но Неонилу влекло НЕБО, а кафедра астрономии была только в Ленинградском университете. Но она упрямо шла к цели.
Конкурс на кафедру был 25 человек на место, поскольку в середине 50-х только что открылась возрожденная Пулковская обсерватория. У Неонилы был полупроходной балл, ей предложили перевестись на механику. Нет - она решила на следующий год поступать на физический факультет Университета, поскольку механика ее не интересовала.
Август. В кармане осталось 4 копейки, на железнодорожный билет до Крыма денег нет. Купила полбуханки черного хлеба и устроилась на Московском вокзале сколачивать ящики. За три дня получила 1 рубль 37 копеек. Добрые люди помогли - устроили уборщицей в студенческое общежитие в Старом Петергофе. У нее была Цель, и поэтому, быстро разделавшись со шваброй и полами, она мчалась на Васильевский остров слушать лекции по высшей математике.
* * *
В 1956 году Неонила поступила на физический факультет Ленинградского университета на кафедру радиофизики, руководимую талантливым профессором Глебом Ивановичем Макаровым. На кафедре все было организовано по высшему классу, начиная от лекций и до практических занятий. Правда, не было еще никаких компьютеров. Но когда Неониле выдали на 2 часа железного «Феликса» (арифмометр), чтобы обсчитать дипломную работу, она была бесконечно счастлива.
Мать в одиночку помогала обеим, но Неонила отказалась от помощи в пользу старшей сестры, жила на стипендию. До 5-го курса носила демисезонное пальто, которое мать ей купила, когда она училась в 8-м классе. Как итог - заболела туберкулезом.
На студенческих колхозных работах познакомилась с будущим супругом - им обоим нравилось наблюдать за звездным небом. Оказалось, что он знал созвездий больше.
После окончания Университета получила распределение на телефонный завод. Работа была рутинная, с бумажками - и никакой физики. Неинтересно.
Тогда по совету мужа пошла в Пулковскую обсерваторию в надежде осуществить свою мечту: изучать небо. Случайно в отделе радиоастрономии оказалось свободное место.
* * *
Первым ее заданием в 1962 году была обработка радиоизображения Луны. Самописец выписывал изображение спутника Земли на Большом Пулковском радиотелескопе. Обработав 8 записей, Неонила обнаружила фазовый ход яркости Луны в радиодиапазоне, аналогичный тому, что мы видим в оптическом изображении. С 1963 года начались наблюдения газовых туманностей, планет и квазаров. В 1965-м на доставшейся от авиаторов антенне-параболоиде диаметром 12 метров изучала радиоизлучение ионизированного газа в спиральных рукавах нашей Галактики.
- Как я на телескопе наблюдаю Млечный Путь? - вспоминает она далекие годы. - Через каждые полчаса записи на самописце, который расположен в вагончике, быстро забираюсь на телескоп и вручную переставляю его на другую высоту над горизонтом. Затем спускаюсь в вагончик, где располагался приемник и записывающее устройство, полчаса пишу - и снова забираюсь наверх для изменения высоты телескопа над горизонтом.
В 1974 году при помощи трехметрового параболоида было обнаружено радиоизлучение короны Галактики в сантиметровом диапазоне волн. Тогда же начались регулярные наблюдения на Северном Кавказе на построенном в Зеленчукской телескопе РАТАН-600 диаметром 600 метров газовых туманностей в спиральных рукавах Галактики и скоплений галактик.
* * *
…Много тысяч лет человек удивленно смотрел в небо, постигал картину звезд, научился ее использовать на суше и на море. Со времен Улугбека и Тихо де Браге сформировалась общепринятая карта звездного неба, но в 30-е годы XX века все перевернулось. Появилась радиоастрономия. Радиодиапазон значительно расширил наши знания о небесных объектах, но сразу же возник вопрос: как правильно отождествить радио и оптику? Несовершенство привязки радионеба к небу оптическому привело к тому, что большая часть радиоисточников попадает в пустое поле на оптической звездной карте. Загадка манила Липовку еще тогда.
В 1985 году ее командируют в Мексику. За 12 дней на уникальной аппаратуре (блинк-компараторе) при отождествлении радиоисточников с оптическими объектами обнаружила, что нет совпадения. Программы для выполнения оптических отождествлений по точным формулам оптической астрометрии разработал сын Антон - студент Политехнического института - на компактном ПК, которые только что тогда появились.
* * *
Мексика, 1990 год. Командировка длится 3 месяца. Результат тот же - изображения неба в радио и в оптике не совпадают. Командировка в Мексику в 1993 году. Аналогичный результат: основная часть радиоисточников не отождествляется с объектами, видимыми в оптическом диапазоне длин волн.
Применив свой метод привязки радионеба к оптическому, мать и сын обнаружили, что звезды тоже радиоизлучают и что в межзвездной и межгалактической средах существуют неоднородности плотности, которые ответственны за радиорефракцию. Отсюда смещение радиокоординат относительно оптических небесных объектов.
И вот результат пытливости и упрямства: в октябре Липовка получила прекрасный подарок - известие о выдаче патента на изобретение «Способ привязки координат небесных радиоисточников к оптической астрометрической системе координат. ЛИПОВКА-КОСТКО-ЛИПОВКА (ЛКЛ, англ. LKL)».
* * *
…Мы идем по парку обсерватории. Липы, вязы, клены - все земное, но все так дорого астроному Липовке, полюбившей на всю жизнь звезды.
- Деревьев не было, когда я пришла, - война все скосила, - вспоминает она. - Дружно устраивали субботники, укореняли саженцы, прокладывали дорожки. А какая у нас еловая дорожка!
Ей близко земное. Потому кормит синиц на подоконнике. Живет на четвертом этаже, а внизу, у фасада, посадила виноградную лозу. С годами растение вытянулось - стала договариваться с соседями, чтобы его сохранить. Теперь ветви дотянулись до ее окна. Вот что делает упрямство.
Владимир САБЛИН
12.10.2015