Блицинтервью
Светлана Агапитова:
«Детей рожает и воспитывает «потерянное поколение»
Уполномоченные по правам ребенка со всей страны соберутся на этой неделе
в Петербурге
С 24 по 26 апреля в Петербурге пройдет Пятый съезд детских омбудсменов - на него съедутся уполномоченные по правам ребенка из 83 российских регионов. С какими нарушениями чаще всего сталкиваются омбудсмены? Достаточно ли у них полномочий? Об этом «Смене» рассказала уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова.
- Светлана Юрьевна, какие проблемы будут обсуждаться на съезде?
- В первый день будем обсуждать проблему получения образования умственно отсталыми детьми в интернатах, во второй - говорить об организации поиска пропавших детей, в третий - о взаимодействии с религиозными организациями.
- Какие основные проблемы в работе детских омбудсменов есть сегодня? Общие ли они для всех регионов?
- В Петербурге создана достаточно благоприятная обстановка для работы уполномоченного. Нам удалось наладить конструктивное взаимодействие с исполнительной и законодательной властью, а также с органами опеки и общественными организациями. Да, есть определенные проблемы - например, мы уже давно говорим о необходимости наделить омбудсмена правом законодательной инициативы, так как у нас есть много предложений по совершенствованию законов. К сожалению, во многих российских регионах условия работы уполномоченных гораздо хуже, чем в Петербурге. В частности, это касается тех субъектов, где уполномоченный работает при губернаторе - он изначально не имеет независимости и находится в подчинении у исполнительной власти. В других регионах не выделяется финансирование на штат уполномоченного: есть омбудсмен, но у него нет сотрудников. А ведь один в поле не воин… Что касается нарушений прав детей, то у каждого региона, конечно же, есть специфика. Например, в Ненецком автономном округе вообще нет детских домов для умственно отсталых детей, поэтому там не существует проблемы их обучения. Но зато остро стоит проблема образования детей, живущих в оленеводческих хозяйствах. Их родители кочуют, а дети из-за этого не учатся…
- В последнее время особую остроту приобрела проблема жестокого обращения с детьми. Будет ли она обсуждаться и в чем, на ваш взгляд, причина этого явления?
- Действительно, статистика ужасает, а ведь не все такие случаи становятся достоянием гласности! Кроме того, во многих семьях дети подвергаются психологическому насилию, которое не менее страшно, чем физическое. Одна из версий ученых на этот счет заключается в том, что детей стало рожать и воспитывать «потерянное поколение». Родители уделяли ему мало внимания, поэтому оно проецирует это на собственных детей. В Петербурге сегодня состоят на учете более трех тысяч неблагополучных семей, но на деле их, конечно же, больше. И все же у нас развивается система помощи таким семьям, поэтому у меня есть надежда, что ситуация ухудшаться не будет. Но тема эта очень обширная, и в рамках съезда мы ее затронем лишь косвенно, когда будем говорить о пропавших детях. Ведь просто так дети из семей не уходят.
Ольга РЯБИНИНА