Возвращениек книге

Исполнился годик - пора в библиотеку!

На что идут книгохранилища, чтобы привлечь больше детей и молодежи

Ни для кого не секрет, что интерес к чтению у россиян неуклонно падает (как и уровень образованности), что школам все сложнее увлечь детей классической литературой, что библиотеки, теряя читателей, переживают нелегкие времена. Когда-то о нас говорили как о самой читающей стране в мире, а сейчас, согласно данным статистики, около 70 процентов россиян вообще не читают книг! Один из самых эффективных способов выхода из книжного кризиса - целенаправленно воспитывать интерес к чтению с самого юного возраста. А для этого надо вводить специальные поощрительные программы, сделать книги более доступными для населения и серьезно заняться возрождением детских и школьных библиотек.



Вопрос выживания
- Знаете, что самое обидное? Тот факт, что дети меньше читают, стал удобным предлогом для сокращения сети специализированных детских библиотек в стране! - возмущается Наталья Волкова, председатель секции детских библиотек Российской библиотечной ассоциации. - Казалось бы, наоборот, надо поддержать нас, чтобы мы более эффективно могли работать с детьми, приучать их к чтению, так сказать, с младых ногтей. А что мы видим вместо этого? Сейчас по всей стране идет активное объединение библиотек с домами культуры в так называемые культурно-досуговые центры. С одной стороны, это попытка собрать всех и объединить для проведения единой культурной политики. Но поскольку за библиотеки отвечают местные власти и далеко не всегда у них хватает денег, во многих регионах на деле происходит поглощение библиотек домами культуры и сокращение штата сотрудников. Чувствуются и серьезные проблемы с комплектованием книжных фондов. Если регион богатый - средства выделяются, а если регион депрессивный - значит, биб­лиотеке дают просто смешные деньги. Вот и получается, что какой-нибудь Палкинский район Псковской области за год за бюджетный счет купит всего три книги. Вы представляете, три книги на две тысячи детей!
А ведь как раз в последние пару лет, по словам Натальи Волковой, наблюдается возрождение интереса населения к детским библиотекам. Появились родители, которые каждую неделю приводят своего ребенка в хранилище знаний, активно занимаются развитием способностей и интеллекта своего чада. В воскресенье районные и городские библиотеки переполнены именно такими посетителями - матерями с детьми. К сожалению, далеко не все учреждения этот интерес могут поддержать - в фондах просто не хватает новых детских книг.
Еще одна наболевшая проблема - кадровая. Средний возраст сотрудников - 45 - 50 лет. Молодежь очень неохотно идет на, как правило, низкооплачиваемую работу библиотекаря, да и в вузах нужных специалистов почти не готовят.
- По моим данным, в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств на биб­лиотечно-информационном факультете недавно ликвидировали кафедру детской литературы, - продолжает Наталья Волкова. - То есть даже на уровне подготовки специалистов идут сокращения. А ведь когда-то конкурс на отделение детских библиотек составлял 5 человек на место. Теперь же наша работа у молодых людей непопулярна, поскольку средняя зарплата библиотекарей остается на уровне 9 - 10 тысяч рублей, а кое-где они и вовсе получают 6 тысяч!

Через мультики к чтению
К счастью, в Петербурге библиотеки финансируются лучше, чем в большинстве регионов страны. Проблем, конечно, тоже хватает, но у нас значительно чаще встречаются примеры успешных современных библиотек.
Так, Центральная городская детская библиотека им. Пушкина может похвастаться очень высокой посещаемостью - здесь интересно и годовалым малышам, с которыми родители рассматривают книжки с картинками в игровой комнате, и подросткам, и студентам, и взрослым. И дело не только в обширных фондах библиотеки, которая имеет возможность пополняться самыми новыми изданиями, но и в постоянной работе по привлечению читателей.
- В прошлом году мы закупили трех роботов, - рассказывает Наталья Храмцова, заместитель директора библиотеки по автоматизации и новым технологиям. - У роботов есть видеокамера, большой экран, на который выводится нужная информация, они могут самостоятельно передвигаться и у детей вызывают огромный восторг. Шутки шутками, но после использования этих роботов в рекламных целях на выставках и на детских мероприятиях поток читателей сразу вырастает! Вообще библиотеки сейчас очень остро нуждаются в хорошей рекламе, в создании привлекательного для детей образа. Прямо скажем, с точки зрения многих подростков, сегодня непрестижно ходить в библиотеку. Поэтому мы стараемся вести пропаганду там, где подростки бывают часто (например, в социальных сетях, в кафе, на выставках высоких технологий), или организуем такие встречи, на которые ребенку прийти интересно. И отправляем на эти встречи наших молодых сотрудниц, которые сами недавно были студентками. Им проще донести до ребят нужную информацию.
В общем, способы привлечения читателей могут быть самыми разными. В библиотеке им. Пушкина проводят занятия по интересному прочтению классики, приглашают группы из детских садов и школьные классы на экскурсии, устраивают литературные конкурсы для детей в Интернете и даже снимают мультфильмы! Вот в последний раз юные посетители биб­лиотеки лепили фигурки из пластилина, которые потом профессиональные аниматоры использовали в мультике «Сказки Балтийского моря». Но ведь, чтобы слепить нужных персонажей, малыши должны были сначала прочитать саму книгу сказок - на какие только хитрости не пойдешь, чтобы приучить детей к чтению!

Библиотека начинается с вешалки
И все же больше всего в библиотеке им. Пушкина гордятся своими работниками. Например, на входе читателей встречает гардеробщица Елена Леонтьева. Эта скромная интеллигентная женщина безукоризненно владеет немецким языком. Долгое время она была преподавателем, но, выйдя на пенсию, пришла работать в библиотеку. Елена Владимировна признается, что осталась здесь по велению сердца. Она часто беседует с детьми о книжных новинках, об их интересах, а бывает, проводит в библиотеке экскурсии для туристов из Германии.
В отделе художественной литературы мы встретили Ксению Карпенко - ей всего 26 лет, а она уже заведующая отделом. Ей удивительно быстро удается находить общий язык с читателями-подростками, поэтому она проводит множество библиотечных акций и занятий для школьников и молодежи. Этажом выше мы знакомимся с хранителем Зала редкой книги Семеном Арсеньевым - лауреатом Молодежной премии Санкт-Петербурга (он, кстати, за всю историю существования этой премии стал единственным библиотекарем, который ее получил). В зале нам демонстрируют раритетные прижизненные издания известных русских писателей, микрокниги, которые можно прочитать только под микроскопом, коллекционные издания, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями, «невидимую книгу», в которой чернила проявляются только в ультрафиолетовом свете, книги из дерева, камня, ткани… Кстати, Зал редкой книги тоже стал одним из способов привлечения читателей в библиотеку.
- Помню, пришли двое мальчишек, - вспоминает заместитель директора по библиотечной работе Нина Мазняк. - Один говорит: «Мой друг не верит, что у вас есть железная книга!» Пришлось показать. Параллельно мы познакомили ребят с другими изданиями. А потом они уже сами захотели записаться в библиотеку, стали искать интересные для них книги.

Не стать «манкуртами»!
Зоя Васильевна Чалова, директор Городской публичной библиотеки им. Маяковского (одной из самых крупных и популярных библиотек Петербурга), отмечает, что с проблемой падения интереса к чтению столкнулись не только в России.
- Этот кризис пришел во все библиотеки мира, - говорит она. - Пришлось думать, как перестраивать свою работу. Сегодня, чтобы библиотека была востребованной, она должна не только выполнять функцию книгохранения, но и стать образовательным, культурным и информационным центром. Например, мы в своей библиотеке создали мультимедийный сервисный центр, который очень популярен у молодежи. Мы тратим миллионы рублей на закупку и обновление электронных баз данных (единые базы данных всех диссертаций, медицинская база данных «Медлайн», энциклопедические базы данных и множество других). Но только наших усилий мало! Надо создавать программы поддержки чтения. Причем в России вроде бы есть национальная программа поддержки чтения, но туда не заложено ни копейки - она абсолютно безденежная. Это всего лишь рекомендация для исполнения!
К слову, в Америке детям за чтение книг выдают талоны в бассейн, в кафе-мороженое, в кино и т. п. Система действует так: ребенок прочитал, допустим, пять книг, отчитался за них и получил купон. Конечно, это не очень педагогично - нехорошо поощрять детей деньгами, пусть и опосредованно, но по крайней мере у американцев есть конкретная и работающая программа поддержки интереса к чтению. А в России пока все остается на уровне разговоров.
- Если ребенок не читает никаких книг, то его опыт - литературный, жизненный, языковой - остается только на уровне общения с приятелями и на уровне дома, в котором он живет, - размышляет Зоя Чалова. - И вырастают такие «манкурты» (так в романе Чингиза Айтматова назывались рабы, лишенные памяти. - Прим. ред.) - люди без стержня, эмоционально плохо развитые, духовно выхолощенные. По некоторым представителям нашей молодежи я это очень хорошо вижу.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015