Гайд-парк
Чего ждать от нового правительства?
Об этом рассуждают известные московские и петербургские политологи

Какую политику будет проводить новое российское правительство? Как отразится обновление Кабинета министров на жизни элит и рядовых россиян? «Смена» задала эти вопросы известным московским и петербургским политологам.
Сергей МАРКОВ (Москва):
«Министры наладят диалог с обществом»
- Новое правительство будет проводить ту же самую политику, что проводило предыдущее. В пользу этого говорит тот факт, что большинство министерских постов заняли бывшие заместители министров, а сами экс-министры получили должности советников президента. Новых политических фигур в правительстве практически нет. Сейчас много говорят о 29-летнем главе Минсвязи Николае Никифорове, однако очевидно, что он не политик, а управленец.
Тем не менее работа нового правительства будет в большей степени строиться на диалоге с общественностью, чем работа предыдущего. Ушли те министры, которые вызывали у жителей страны наибольшее раздражение. И в то же время пришли такие фигуры, как, например, Владимир Мединский и Владимир Колокольцев, которые умеют находить общий язык с людьми. Да и сам Дмитрий Медведев открыт для взаимодействия с общественностью.
Если переходить к конкретным персоналиям, думаю, от Владимира Колокольцева радикальных изменений в МВД вряд ли стоит ожидать. Ведь инициатором реформы полиции (которую большинство населения вообще не заметило) был не Рашид Нургалиев, а Дмитрий Медведев. Поэтому будет ли реформе придано ускорение, опять же будет зависеть не от Колокольцева, а скорее от Владимира Путина, так как глава МВД подчинен непосредственно ему.
Еще один яркий человек в правительстве - Владимир Мединский, которому предстоит руководить находящейся в расколе сферой культуры. С одной стороны, «традиционалисты» и сторонники «высокого искусства» его явно поддержат. С другой - ему будут противостоять сторонники либеральных эстетических экспериментов, поддерживающие галериста Марата Гельмана и такие проекты, как «Pussy Riot». Как Мединский будет строить отношения с этой гламурной антицерковной коалицией, думаю, мы увидим уже в ближайшее время.
В новом правительстве, которое будет тесно интегрировано с администрацией президента, для меня сохраняется несколько загадок. Первая - уход вице-премьера Игоря Сечина и его назначение в «Роснефть». С именем Сечина было связано большинство крупных политических проектов последних лет. Западные эксперты очень высоко оценивали его влияние в России. Означает ли это, что будут усилены негосударственные центры принятия решений? Мне это пока не очень понятно.
Вторая загадка: как будет связка Владислав Сурков - Олег Говорун взаимодействовать с администрацией президента? Эти люди вместе работали в сфере управления внутренней политикой на протяжении многих лет. Теперь же принятие ключевых политических решений будет происходить в администрации президента. Будет ли эта правительственная связка опытных менеджеров альтернативой кремлевским управленцам? Ответа также нет.
Наконец, отмечу еще один любопытный момент: в экономической сфере возникают два крыла - гайдаровское (Антон Силуанов, Аркадий Дворкович и, вероятно, Игорь Шувалов) и антигайдаровское (Дмитрий Рогозин, Андрей Белоусов и Николай Федоров), которое будет пытаться проводить активную промышленную политику. Таким образом, можно предсказать, что между ними, возможно, начнется борьба.
Дмитрий ГАВРА (Петербург):
«Оно обречено стать правительством реформ»
- Перед нами, несомненно, правительство, нацеленное на решение тех задач, которые не стояли перед Россией в «нулевые» годы. Оно будет работать в новых политических реалиях. Например, в условиях сформировавшегося в городах среднего класса, часть которого стала социальной базой оппозиционного движения.
В новое правительство вошли как люди президента Владимира Путина, так и люди премьера Дмитрия Медведева. Это очень важно, так как соблюден баланс. Например, вице-премьеры Ольга Голодец, Аркадий Дворкович и отчасти Владислав Сурков имеют практику работы с Дмитрием Медведевым в его бытность президентом. Но в то же время в правительстве появляются новые лица, причем лица достаточно молодые - это и Владимир Мединский, и Максим Соколов, и 29-летний Николай Никифоров, что вообще - прецедент. Очень важно, что предложенная Дмитрием Медведевым идея формирования кадрового резерва претворяется на практике.
Это правительство обречено на то, чтобы стать правительством реформ. Должна быть завершена политическая реформа, нужно менять нефтегазовую структуру бюджета, проводить реформу системы здравоохранения. Поэтому правительству будет работать нелегко. Ведь помимо прочего на его работу будет влиять ряд негативных факторов - как внутренних (дефицит Пенсионного фонда), так и внешних (кризис еврозоны и возможная рецессия в США).
Численность петербуржцев в новом правительстве уменьшилась до пяти. Поэтому, на мой взгляд, нашему городу будет несколько труднее отстаивать свои интересы, чем ранее. Конечно, очень хорошо, что Минтранс возглавил петербуржец Максим Соколов. Для нас очень актуальны вопросы развития транспортной сети, дорог и аэропорта. Дмитрий Козак и Александр Коновалов никогда не забывали о Петербурге, но возможности их влияния на решение важных вопросов не так высоки. Но зато у нас по-прежнему есть такие высокопоставленные лоббисты, как Валентина Матвиенко в Совете Федерации и Сергей Нарышкин в Госдуме. Да и в администрации президента еще достаточно питерских. Поэтому никакой трагедии из сокращения количества петербуржцев в правительстве я бы не делал.
Юрий КРУПНОВ (Москва):
«Это временное, переходное правительство»
- Мы должны быть реалистами и понимать, что на сегодняшний день создано своеобразное «большое правительство», которое включает в себя не только непосредственно правительство, но и администрацию президента. Особых изменений, на мой взгляд, в Кабинете министров не произошло. Разве что на уровне вице-премьеров серьезно усилился либеральный блок.
С другой стороны, в результате изменений, произошедших в Минэкономразвития, можно ожидать, что в российской экономической политике потихонечку начнется переход от неолиберальной социально-экономической модели в сторону более позитивной, социально ориентированной модели. Хотя до модели развития, увы, нам пока далеко.
Для меня очевидно, что это - временное, переходное правительство. Первые перестановки в нем начнутся уже в июле. А к ноябрю, думаю, мы уже получим совершенно новое правительство. Этому будут способствовать и внутренние негативные тенденции, и глобальный экономический кризис. Они заставят резко повышать эффективность деятельности правительства и переходить к новой модели развития страны.
Юрий СВЕТОВ (Петербург):
«Кабмин займется развитием промышленности»
- Новое правительство будет проводить политику президента Владимира Путина. Оно в полной мере станет исполнительной властью. Стратегия для него определена в программных статьях Путина, которые он опубликовал накануне выборов. Сейчас на основе этих статей создаются «дорожные карты» - современный механизм решения сложных проблем. В мировой практике «дорожные карты» используются очень активно.
Кроме того, правительству обязательно придется заняться улучшением взаимодействия между министерствами. Это одна из ключевых проблем страны. Ведь нередко при выработке согласованных документов министры больше думают о собственных амбициях, чем об интересах дела. Наконец, правительству придется заняться повышением в экономике роли несырьевых отраслей. Думаю, новые министры будут больше внимания уделять развитию промышленности. Это позиция нового главы Минэкономразвития Андрея Белоусова.
Одно из самых знаковых назначений - приход на пост главы МВД Владимира Колокольцева. Всей своей предыдущей деятельностью он показал, что верно понимает задачи милиции-полиции в нашей стране. И на предыдущих должностях ему удавалось претворять их в жизнь. Он профессионал, который прошел в МВД путь от рядового сотрудника до министра. Впервые за многие годы министерство возглавил человек, который в нем вырос и знает эту работу от А до Я. Поэтому я надеюсь, что ему удастся заставить полицию работать так, как хотят граждане страны.
Подготовила
Ольга РЯБИНИНА