Дипломатия
Два друга разошлись в оценках
Евгений Примаков и Генри Киссинджер в рамках ПЭФа обсудили российско-
американские отношения и ситуацию на Ближнем Востоке
Два гуру внешней политики - бывший премьер-министр РФ Евгений Примаков и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер - встретились в рамках ПЭФа. Дискуссия, посвященная геополитическим вызовам XXI века, привлекла большое число участников - ведь перед собравшимися выступали поистине легендарные личности, которые ко всему прочему считают себя не только коллегами, но и друзьями.
Центральным вопросом обсуждения стало ядерное сдерживание. Казалось бы, с окончанием холодной войны эта тема ушла в прошлое, однако в последние годы она вновь становится актуальной. Создать ядерное оружие грозятся две страны - Иран и Северная Корея. «Ядерный вопрос» не уходит с повестки дня и в отношениях России и США.
- Сейчас наши страны относятся друг к другу с подозрением, - заявил Евгений Примаков. - США создают глобальную систему ПРО, и я думаю, всем нужно понять корреляцию между созданием этой системы и наращиванием наступательных стратегических ядерных вооружений. Может быть, кто-нибудь в США думает, что таким образом нас втянут в гонку вооружений? И мы будем вынуждены наращивать свои оружейные запасы?
Генри Киссинджер на это заявил, что не видит угрозы ядерной войны между США и Россией. Он вообще был весьма осторожен в своих высказываниях.
- Я не могу вообразить такую проблему, которая создала бы даже угрозу ядерного конфликта, - отметил Киссинджер.
В разговоре была затронута еще более острая тема - ситуация в Ливии и Сирии. Евгений Примаков продолжал резать правду-матку, Генри Киссинджер дипломатично парировал его высказывания, пытаясь объяснить логику действий американских властей.
- Нас обманули - обманули наши американские товарищи, - с горечью констатировал Евгений Максимович, вспомнив то, что случилось в Ливии. - Потому что нам сказали, что это будет закрытое небо в Ливии, чтобы авиация не бомбила мирных граждан. И мы понимали важность этого. Мы пошли на это по просьбе американцев. А дальше? Дальше стало ясно, что авиация начала бомбить режим Каддафи.
С таким же красноречием Евгений Примаков говорил о Сирии.
- Что будет гипотетически, если уйдет Асад? - вопрошал он. - Из ливийской и иракской ситуаций мы должны извлечь урок. Что мы получили? Ливия на грани развала. Племенная вражда. Шииты против суннитов. «Аль-Каида» усиливается. В Сирии неизбежно произойдет все то же самое!
Киссинджер пытался оправдать позицию властей США. Вот как, по его мнению, конфликт воспринимают американцы.
- Идет гражданская война в стране, которая в историческом смысле не является государством, - заявил он. - И война ведется с огромной жестокостью, когда части страны сражаются друг с другом. Многие американцы думают, конечно, что эти убийства надо прекратить.
Одновременно Киссинджер констатировал, что 95 процентов американского населения даже не представляет себе, где находится Ливия или Сирия! Впрочем, к концу дискуссии гражданин «самой свободной страны в мире» - США - не удержался и с помощью одной небрежно брошенной фразы объяснил некую нелогичность своих ответов.
- Мои российские коллеги так великодушны, что ставят меня в позицию, после которой я не смогу вернуться домой! За это выражаю признательность, - подытожил он, тем самым дав понять, что, даже являясь обычным американским пенсионером и давно уволившись с госслужбы, не всегда может позволить себе полную свободу высказываний.
Ольга РЯБИНИНА
12.10.2015