Анализ ситуации

Круизному флоту осталось жить 5 - 10 лет?

Обновить парк речных судов без господдержки невозможно

Гибель теплохода «Булгария» вскрыла множество проблем, накопившихся в нашей круизной отрасли.

Это и плохое техническое состояние судов, и зачастую невыполнение элементарных правил безопасности членами экипажа, и безответственное отношение туристических фирм (особенно тех, которые используют не свои суда, а арендованные) к состоянию теплоходов. Конечно, вслед за трагедией сразу же последовали массовые проверки круизных компаний, но достаточно ли этого, чтобы решить проблемы отрасли?
По словам участников круизного рынка, нормы и требования государственных органов к выпуску теплоходов действительно ужесточились. Так, по результатам проверок, проведенных Рос­транснадзором, была запрещена эксплуатация 190 речных судов, правда в большинстве случаев лишь на время - пока не будут устранены нарушения.
Однако судовладельцы кон­с­татируют: для того чтобы вывести отрасль из кризиса, нужны не только проверки, но и реальная государственная помощь в модернизации нынешнего парка судов и закупке новых теплоходов. Увы, но в последние годы наш круизный флот почти не обновляется, а используемые еще с советских времен теплоходы неумолимо стареют.
- Сами туроператоры в нынешних условиях просто физически не в состоянии заменить старые теплоходы своими силами, - утверждает Олег Зеленков, эксперт в области речного туризма, бывший директор круизной компании «Водоходъ-Санкт-Петербург». - Да, есть примеры, когда меняют всю начинку в старом корпусе и обновляют таким образом судно, но даже это делается, как правило, под гарантии иностранного туроператора. Если бы нам хоть кредиты давали на покупку новых судов под 2 - 3 процента, как это делают на Западе, а не минимум под 18 процентов, как у нас, еще был бы какой-то шанс. Но, к сожалению, внятной поддерживающей государственной политики в этой сфере нет. Средний возраст петербургского речного круизного флота - около 40 лет. Его ядро - это теплоходы проектов 588 и 26?37 (им уже лет по пятьдесят), а также теплоходы немецкой и чехословацкой постройки, которым лет по тридцать. Без разумных кредитных ставок и поддержки государства наш круизный флот долго просуществовать не сможет! Сколько еще продержатся старые теплоходы? Пять - десять лет, может, пятнадцать. А потом в любом случае потребуется глобальная замена флота.
Впрочем, по словам эксперта, существенно уменьшиться парк теплоходов может и намного раньше. В этом году туристическая наполняемость речных круизов резко снизилась, по некоторым направлениям аж на 40 процентов! Виной тому не столько нашумевшая ситуация с «Булгарией», сколько кризис.
- Если и следующие два-три года будут такими же, то надо ждать массовых сокращений круизного флота, - отмечает эксперт.

Юлия ЛИ

12.10.2015