Проблема

Биомороженое вместо таблеток?

На полках питерских аптек - все меньше дешевых и доступных лекарств
и все больше биодобавок и случайных товаров

Тревожную тенденцию замечают петербуржцы - из аптек постепенно, но неуклонно исчезают дешевые лекарственные препараты. Типичный пример: одна из читательниц пожаловалась, что хотела купить недорогой отечественный «Ацикловир» (дешевое лекарство от герпеса), однако этой мази в аптеке не оказалось. Вместо нее фармацевт предложила ей приобрести импортный «Зовиракс» - препарат с тем же действующим веществом, но… в 10 раз дороже! Другая читательница не смогла найти в близлежащей аптеке дешевых капель для носа, хотя более дорогие разрекламированные аналоги были представлены в большом ассортименте. «Представляете, в аптеке половина полок заставлена всякой дребеденью типа шампуней и кремов! - возмущалась она. - Там даже какое-то биомороженое продается, а простых капель для носа нет».

В погоне за прибылью
Недовольство людей легко понять. Все-таки в аптеке мы рассчитываем купить необходимое нам лекарство, а не косметику, сок, биомороженое или другие товары, имеющие мало общего с медицинскими препаратами! Однако в последнее время там просто засилье таких случайных товаров. Почему? Да потому что на них аптеки могут сделать высокую наценку, а на многие лекарства, которые относятся к списку жизненно важных, максимально допустимую наценку регламентирует государство. То есть со всякими кремами-шампунями иметь дело намного проще и выгоднее!
Любовь к дорогим лекарствам тоже легко объяснить. Как известно, с препаратов, которые стоят сотни и тысячи рублей, аптека может получить больше прибыли, чем с копеечных аналогов. Особенно если дорогое лекарство не входит в список ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов) и, соответственно, на него не распространяется государственное ценовое регулирование.
Однако дело не только в аптеках, уверен главный фармаколог Петербурга Александр Хаджидис.
- Есть много причин, по которым вымывается сегмент дешевых лекарственных средств, - считает он. - Дешевые ЖНВЛП - это, как правило, отечественные лекарства. Однако сейчас наши производители поставлены в такие же условия регистрации и оплаты регистрационных пошлин, как и крупные международные компании, производящие «дорогостой». В итоге производство дешевых препаратов для наших компаний становится неактуальным и неприбыльным. Следующее звено в этой цепочке - это дистрибьюторы. Им тоже невыгодно иметь дело с такими препаратами. Тем более сейчас рентабельность даже крупных транснациональных дистрибьюторских сетей падает. То есть до аптек по независящим от них причинам уже доходит меньше дешевых лекарств. Наконец, и самим аптекам надо как-то выживать в нынешних условиях, а на дорогих лекарствах можно больше заработать.

Список «ни о чем»
Естественно, что в таких усло­виях уменьшается количество проданных дешевых лекарств - люди просто не могут их найти! Так, по данным маркетинговой компании DSM Group, которая проводит ежемесячные исследования российского фармацевтического рынка, в последнее время неуклонно сокращается объем реализованных лекарств с ценовым диапазоном 50 - 150 рублей за упаковку и препаратов низшей ценовой группы - дешевле 50 рублей за упаковку. Зато продают все больше лекарств, которые стоят дороже 500 рублей!
Чтобы предприниматели в поисках выгоды совсем уж не забыли о важных лекарствах, чиновники Минздрава определили перечень препаратов, которые должны быть в любой аптеке. Он включает 60 наименований. Вот только у экспертов этот лекарственный список вызывает много вопросов.
- Сейчас перечень обязательного аптечного ассортимента, как бы выразиться помягче, - ни о чем! - говорит Татьяна Зайченко, председатель правления Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада. - Он очень скудный, непонятно, по какому принципу сформирован, не ясны его цели и задачи. Сейчас в этом перечне есть препараты, которые вообще не идут, они неактуальны! Мы надеемся, что вскоре этот список пересмотрят. На мой взгляд, он не помогает сохранить в аптеках дешевые лекарства. При этом действительно, мы наблюдаем сейчас, что некоторые аптеки после выхода какого-нибудь приказа, усиливающего контроль за препаратом, исключают его из своей номенклатуры. Мне кажется, это неправильно. Они теряют клиентов, они понижают профессионализм сотрудников, которые должны знать, как ведется учет этих препаратов. Однако думаю, со временем рынок сам расставит все по местам. Аптеки, сохраняющие в своей номенклатуре дешевые лекарства и препараты, со временем только выиграют. У нас очень хорошо развито сарафанное радио. И новости о том, что в аптеке какой-то сети невозможно купить определенные лекарства, разносятся быстро.

Вопрос национальной политики
Научные исследования также показывают, что доступность лекарств для населения ухудшается. И конечно, в первую очередь это связано с растущей дороговизной препаратов.
- У нас с каждым годом растет объем затрат, которые несут сами граждане на лекарственное обеспечение, при этом объем в натуральном выражении не увеличивается. То есть лекарства становятся дороже, а люди все меньше и меньше в состоянии их покупать, - рассказывает директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович. - А ведь давно известно, что доступность лекарств на самых первых этапах развития болезни - это важнейший элемент успешного лечения. Но у нас люди, не получив лекарство в амбулаторном звене, потом дотягивают болезнь до состояния, когда уже приходится ложиться в больницу. Более того, многие даже ориентируются на то, чтобы лечь в больницу, потому что там лекарства можно получить бесплатно! В целом, конечно, обеспеченность лекарствами населения в России крайне низка. Давайте сравним цифры. Вы знаете, что на Западе в среднем 60 процентов затрат на лекарства покрывает государство? У нас, если рассматривать ситуацию в целом, включая и госпитальный сектор, только 30 процентов расходов покрывает государство, а остальное оплачивают люди из своего кармана. Если же рассматривать отдельно амбулаторный сектор, то вообще лишь 15 процентов затрат покрывает государство, а 85 процентов - население!
Конечно, можно объяснить эту разницу тем, что многие западные страны богаче России. Но, по мнению Ларисы Попович, перекос все равно слишком большой.
- Например, Германия с точки зрения ВВП на душу населения всего лишь в два раза богаче нас, Великобритания - в 2,16 раза, - продолжает она. - При этом на лекарства для населения Германия тратит в 16 раз больше нас, а Великобритания - в 14 раз! Кстати, очень многие страны Азии тоже движутся в сторону покрытия затрат на лекарства для своего населения, понимая, насколько это социально выгодно. Я считаю, нам в ближайшее время надо разрабатывать грамотную национальную лекарственную политику. Тогда и эффективность здравоохранения в России станет существенно лучше.

Юлия ЛИ

12.10.2015