Настоящий друг 

Мой путеводный пес

Чтобы приучить собаку-поводыря к метро, нужно не менее двадцати занятий с инструктором

Полгода назад в Петербурге начали работу первые курсы для собак-поводырей, которые помогают адаптировать животных для работы в метро. Особенно это важно на таком сложном и травмоопасном участке, как эскалатор. Сейчас в городе уже появились первые пять счастливчиков, которые могут с гордостью предъявить свидетельство, дающее им право проходить со своей собакой в питерскую подземку. Напомним, раньше незрячим зачастую приходилось прорываться в метро с боем!



Испытание эскалатором
Мы смотрим, как уверенно пять красавцев-лабрадоров вступают на эскалатор, а ведь поначалу многие из них откровенно боялись движущихся ступенек. Например, черненькая егоза Жека раньше упиралась всеми четырьмя лапами и как могла тормозила перед жуткой «самоходной лестницей». А сейчас она аккуратно заводит свою хозяйку Наталию Малахову на эскалатор, а внизу обязательно перепрыгивает гребенку. Это самая важная часть обучения - приучить собаку при сходе с эскалатора делать небольшой прыжок, чтобы ее лапы не угодили под неподвижную часть механизма. Ведь запрет на использование больших собак в метро появился не на пустом месте. Были случаи, когда лапы животного затягивало под гребенку и оно получало серьезные травмы.
После правильного прохождения препятствия Жека, гордая своей работой, ведет хозяйку дальше, а Наталия, как и полагается, хвалит свою питомицу и дает ей вкусную награду. Вот только в руку ей утыкается не один нос, а два. Собаки, пользуясь тем, что их хозяева незрячие, вовсю пытаются смухлевать и стянуть у зазевавшегося коллеги заслуженное лакомство! Но вот среди нахальных псов наводят порядок, и инструктор повторяет упражнение по прохождению эскалатора.
- Объяснить собаке, что гребенку надо перепрыгивать, - достаточно просто, мы для этого ставим в нужном месте небольшое препятствие, - рассказывает тренер Людмила Амирантова. - Но вот потом с собакой следует долго закреплять пройденный материал, чтобы у нее это осталось на уровне рефлексов, чтобы она постоянно прыгала и без видимого препятствия. Нужно не меньше двадцати занятий, чтобы освоить, казалось бы, простой эскалатор. В процессе мы усложняем задачу - создаем видимость толпы, запускаем людей, которые пробегают мимо собак, становятся перед ними. Все это необходимо, чтобы собака привыкла правильно работать даже при раздражающих и мешающих факторах.

Игрушки сбивают с толку
Остальные испытания в метро не так сложны. В конце концов, толпа, шум, давка - все это встречается и в наземном транспорте, поэтому часто передвигающиеся по городу пары «незрячий - поводырь» к этому уже привыкли.
- Те же платформы мы с Пончиком спокойно преодолеваем при поездках на электричках. Я живу в Пушкине, поэтому мне часто приходится мотаться на поездах, - поясняет Владимир Давыденков (он и его собака-поводырь Пончик - пожалуй, самые опытные участники курса). - Отслеживание края платформы, сильный шум от проходящего железнодорожного состава, особенности входа в вагон, даже проход через турникеты - мы ко всему этому готовы. Уникален в метро только эскалатор. Но и в приучении к эскалатору нет ничего особо сложного. Это рутинное, типовое обучение.
И все же у разных собак могут проявиться свои особенности при прохождении подземки. Оказывается, в метрополитене таится столько соблазнов! Например, молоденький поводырь Феечка, которую ее хозяин Артем Антонов получил из питомника лишь в декабре прошлого года, просто не может пройти мимо таких соблазнительных двигающихся игрушек (их часто продают в переходах метро). Обычно Феечка работает очень хорошо, но, стоит ей увидеть эти катающиеся шары, ползающих солдатиков и гавкающих песиков, она застывает столбом, как ребенок перед витриной магазина сладостей! И Артему Антонову приходится несколько раз напоминать поводырю о маршруте.
- Но в остальном она очень здорово помогает, особенно на открытых платформах метрополитена, - признает Артем. - Раньше я сам, без поводыря, передвигался в метро и на этих платформах чувствовал себя очень неуютно. Когда есть хотя бы колонны, по ним можно ориентироваться, а на открытых платформах - опасно. Были случаи, когда незрячие люди падали с них. Поэтому я обычно ловил кого-то из пассажиров на эскалаторе и просил проводить меня до входа в вагон. А теперь меня ведет моя Феечка!

«Это сильно облегчило нам жизнь!»
Занятия для поводырей в метро проходят один раз в неделю, во вторник, на станции «Достоевская». В это время у незрячих есть возможность отработать все необходимые навыки со своими собаками.
- Мы очень рады, что нам наконец-то пошли навстречу и официально разрешили проходить в подземку, а также предоставили базу для занятий, - говорит Владимир Давыденков. - Ведь те незрячие, что имеют собак-поводырей, - это люди, хорошо социально адаптированные и ведущие активный образ жизни. Они много ездят, а не сидят дома. И конечно, в таком большом городе, как Петербург, не пользоваться метро - почти нереально! Помню, был долгий период, когда наших собак в метро не пускали и приходилось либо не ездить вообще (а значит, ограничивать себя и даже отказываться от выгодной работы, потому что наземным транспортом туда слишком долго добираться), либо брать турникеты штурмом! Бывало, я пробивался через контроль с криком, с шумом, размахивая распечатками закона о том, что незрячих должны пускать везде. Нервы для этого надо иметь железные! С другой стороны, мы понимаем, что запрет на использование собак во многом оправдан, ведь уже были очень печальные случаи травм. И теперь, когда появились спецкурсы и наши отношения с метрополитеном наконец-то отрегулированы, это очень сильно облегчило нам жизнь!
С Владимиром соглашается и Наталия Малахова, которая до спецкурсов боялась со своей собакой Жекой заходить в метро.
- Жека у меня очень сообразительная, может принимать решения в трудной ситуации, хотя та еще авантюристка, - с любовью рассказывает о своем поводыре Наталия. - Но как она поведет себя на эскалаторе, я не знала. И правильно, что не сунулась в метро без подготовки! Эскалатора Жека испугалась и могла запаниковать в незнакомой ситуации. У нас многие мужчины, когда раньше спускались в метро с поводырем, просто брали собаку на руки при сходе с эскалатора. Но я так не могу, у меня сил не хватит. А ведь надо еще держать и трость, и сумку, и самой суметь вовремя переступить гребенку…
При этом Наталия просто не может, да и не хочет становиться затворницей. Ей нужно ездить на работу, водить детей в садик и в школу. Вот почему так важно, чтобы ее Жека была максимально подготовлена!

Собака не терпит лени
В Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, сотрудники которого занимаются организацией курсов в метро, надеются, что теперь больше незрячих решат взять себе в напарники собаку-поводыря и это позволит им вести более полноценный образ жизни. Ведь многие, чувствуя себя крайне уязвимо из-за своего недуга, стараются как можно реже бывать на улице.
- Кроме того, немногие незрячие готовы нести ответственность за кого-то еще, - отмечает участник курсов Артем Антонов. - Согласно статистике, в Петербурге - около 12 тысяч полностью слепых или частично утративших зрение. А вот тех, у кого есть собака-поводырь, всего несколько десятков человек! За собакой ведь надо следить, ею нужно управлять, а не просто следовать за поводырем по маршруту. Тем более что лабрадоры - это четвероногие «пылесосы», а сейчас, к сожалению, хватает злых людей, тех же догхантеров, которые разбрасывают отраву. С собакой надо налаживать контакт (а не все на это способны), за ней надо ухаживать - в общем, собака совершенно не терпит лени! Но она же позволяет здорово расширить самостоятельные возможности незрячих людей.
В этом на своем опыте убедился еще один участник курсов - Вячеслав Рудаков. В 1995 году он попал в автомобильную аварию, после которой начал терять зрение. Через восемь лет Вячеслав полностью ослеп и был вынужден долгое время сидеть дома, потому что не мог самостоятельно передвигаться по городу. А теперь Вячеслав с собакой-поводырем каждый день выходит на улицу и спокойно занимается своими делами. По его признанию, пес Ютан стал для него напарником, другом и «путеводной звездой».

Юлия Ли
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015