«Бородино: 200 лет спустя.
Когда история оживает»
Два века назад состоялось одно из самых важных в истории нашей страны сражений - Бородинская битва. До этого мир не знал баталий столь кровопролитных и масштабных! Наполеон хотел воспользоваться своей любимой стратегией и победить в одном решающем, генеральном сражении, однако русские солдаты стояли насмерть. Наши войска, хоть и вынуждены были отступить, сохранили боеспособность и втянули французов в изматывающее противостояние. Позже широко развернувшаяся партизанская война и дальнейшие бои определили поражение и полное уничтожение наполеоновской армии, считавшейся до этого самой сильной в Европе.
Прошло 200 лет, но та война до сих пор вызывает огромный интерес у историков и простых людей. Достаточно сказать, что только в Петербурге существует больше десятка военно-исторических клубов, которые реконструируют военную форму тех лет и проводят показательные бои в память об Отечественной войне 1812 года. И вот уже снова стреляют пушки (правда, не настоящими ядрами, а пиротехникой), мчатся друг на друга бравые гусары, и история оживает…
Связь времен
«Мы перелистываем страницы прошлого
вместе с молодежью»
Петербургские реконструкторы воссоздали подразделение, в котором служил
тот самый «дядя», к которому обращается Михаил Лермонтов в стихотворении «Бородино»
Немногие знают, что в Отечественной войне 1812 года принимало участие особое подразделение - Морской гвардейский экипаж, созданный для службы и на суше, и на море. Именно под Бородином экипаж получил боевое крещение в качестве пехотного гвардейского батальона, и именно в МГЭ тогда служил мичман Михаил Николаевич Лермонтов - дальний родственник Михаила Юрьевича Лермонтова. Михаил Николаевич и есть тот «дядя», к которому обращается поэт в своем самом знаменитом стихотворении. И вот уже много лет в Петербурге существует военно-исторический клуб «Морской гвардейский экипаж», который тщательно изучает славную историю и традиции этого подразделения.
Так уж получилось, что в клубе состоит много воспитанников морских училищ, да и создавали его люди военные. Возглавляет экипаж капитан 1-го ранга в отставке, профессор Государственной морской академии им. Макарова Леонид Малышев. Остальные офицеры и гардемарины клуба - тоже, как правило, ветераны или действующие служащие Военно-морского флота. Неудивительно, что экипаж хорошо известен в реконструкторской среде и его регулярно приглашают на международные мероприятия. Собственно, к настоящему времени офицеры и матросы экипажа объехали почти всю Европу в качестве участников военно-исторических фестивалей!
Однако члены клуба не только реконструируют экипировку солдат того времени и участвуют в походах, но и ведут научные изыскания.
- Я очень рад, что нам удалось сделать несколько полезных находок, - рассказывает Леонид Малышев. - Мы узнали, что в одном из зданий Военно-морского училища в Пушкине (на Кадетском бульваре, 1) располагалась морская рота Александровского кадетского корпуса для малолетних. Более того, было установлено, что в этой роте обучался будущий выдающийся русский художник-маринист Алексей Боголюбов, который создал несколько картин про Морской гвардейский экипаж и его героические подвиги. В результате такой находки на стене этого здания нами была установлена мемориальная доска.
Леонид Александрович очень гордится своими ребятами, а сам клуб для морского офицера стал любимым детищем, которому он отдает все силы.
- Я глубоко убежден, что клубов по изучению морских традиций и героических страниц истории Российского флота должно быть больше, - говорит он. - Не надо ругать современную молодежь, надо ее воспитывать! А здесь они изучают историю своей страны, получают правильные ориентиры, участвуют в интересных мероприятиях. Вот сейчас у нас годовщина Бородинской битвы. А ведь Гвардейский экипаж, который мы реконструируем, тогда отличился. В частности, мичман Михаил Лермонтов с тридцатью матросами экипажа охраняли деревянный мост через реку Колоча. Рано утром 26 августа 1812 года французы напали на село и выбили оттуда батальон лейб-гвардии егерского полка, который отступил к своим позициям через мост. Вслед за егерями через этот же мост прорвался 106-й линейный полк неприятеля, но моряки смогли быстро сжечь деревянный мост, и французы оказались в ловушке! В завязавшемся бою егеря и моряки практически полностью уничтожили врагов. Наступлений французов на этом фланге русской армии под Бородином больше не было. А спустя 100 лет на месте этого сражения у реки Колоча был открыт памятник из белого мрамора с надписью: «Лейб-егеря достойным предкам и их боевым товарищам чинам Гвардейского Экипажа. 1912». Вот такие страницы истории нам бы хотелось открывать вместе с нынешней молодежью.
Вперед, в прошлое!
В гусары идут как рабочие, так и бизнесмены
А вот женщин в боевой строй военные историки принципиально не пускают
Есть здесь и русские, и французские полки, но бойцы в них не ссорятся и воюют только перед зрителями во время исторических фестивалей и битв-реконструкций. Они входят в Санкт-Петербургскую военно-историческую молодежную общественную организацию «Эскадрон», которая, по сути, объединила в себе «конников», увлекающихся совершенно разными периодами истории. Поэтому в «Эскадроне» можно встретить и средневековых рыцарей, и кавалерию петровского времени, однако особенно много здесь представителей яркой гусарской эпохи.
Неисправимые романтики
Надо сказать, путь в «Эскадрон» у всех был очень разный.
Например, Андрей Лужбин - глава организации, а также командир 9-го гусарского полка - с подросткового возраста увлекался военной историей, особенно кавалерии. Позже служил в 11-м Алабинском кавалерийском полку, а для своей диссертации по истории выбрал тему про кавалерию Юго-Западного фронта Первой мировой войны. В общем, и в плане истории, и в плане верховой езды Андрей был отлично подготовлен.
А вот его заместитель Сергей Марьясов увлекся реконструкцией лишь в 29 лет и осваивал гусарское дело, что называется, с нуля.
- Я совершенно не умел ездить верхом, хотя и мечтал научиться этому с детства. Трижды не мог пройти отбор, который проводится перед проведением больших реконструкций, меня снимали в итоге с лошади, - смеется он. - Но охота пуще неволи! Я думаю, мы тут все такие - упрямые и неисправимые романтики, увлеченные историей. При этом люди к нам приходят самые разные: от банкиров и бизнесменов до студентов и рабочих, от слесарей и краснодеревщиков до инженеров и программистов. Я сам по образованию закройщик, и это мне очень помогло в реконструкции. Сейчас я могу сшить почти все части гусарского костюма, за исключением, пожалуй, сапог.
По коням!
Однако романтичное увлечение требует немалых вложений времени и денег. Поэтому, как правило, в полку остаются люди уже достаточно зрелые, крепко стоящие на ногах. Сами подумайте - сшить гусарскую форму стоит 30 - 40 тысяч рублей, также немало денег уходит на экипировку для верховой езды и на оружие. Кроме того, участие в кавалерийских стычках требует хорошей подготовки, поэтому гусары занимаются верховой ездой не меньше двух раз в неделю, у многих из них есть собственные лошади.
Помимо этого нужны дополнительные тренировки в конном строю для отработки маневров. Ведь держать строй и ездить стремя в стремя, совершая повороты, переходя то на галоп, то на рысь, - очень трудная задача. У лошадей, как известно, разная скорость движения и разный темперамент. Поэтому неопытный или отвлекшийся от лошади всадник может запросто вылететь из строя. Особенно на поле боя, когда рядом с животными гремят пиротехникой пушки, а бойцы несутся друг на друга, размахивая саблями! При этом на кавалерии лежит очень большая ответственность. Ведь за сражением наблюдают зрители, которые могут пострадать, если всадник не справится с лошадью! Вот поэтому проводится строгий отбор перед большими мероприятиями, поэтому реконструкторы предпочитают заводить собственных лошадей, которых тщательно готовят к боям и знают как облупленных.
Неженское дело
А вот женщин в гусары принципиально не берут! Сергей Марьясов отмечает, что сегодня многие девушки увлекаются конным спортом, хорошо держатся в седле, однако в бой, пусть и реконструкторский, их не пустят. Так что поклонниц «Гусарской баллады» приходится разочаровывать.
- Мы считаем, что девушка все же должна быть в красивом платье, а не в мундире, - говорит Марьясов.
Еще одно важное требование к будущему гусару - строгое исполнение боевых правил. Так, сабли обязательно должны быть не заточены, а биться разрешается только клинок в клинок. В корпус, руки, ноги рубить категорически запрещено! К сожалению, в реконструкторских кавалерийских боях иногда возникают прецеденты, когда человеку по неосторожности ставят синяк, ломают пальцы или наносят более серьезные травмы. Подобные случаи разбираются, а гусара, который нанес повреждения, могут в качестве наказания либо больше не пускать на определенные мероприятия, либо и вовсе выгнать из исторического клуба.
И все же, пожалуй, самые главные качества для современного гусара - молодость души и искренняя увлеченность историей. Для реконструкторов история вещественна, материальна и жива! Это не сухие даты и не страницы в учебнике. Причем язык такой зрелищной истории легко понятен даже маленьким детям. Возможно, посмотрев однажды на реконструкцию битвы, наблюдая сшибку кавалерии, с восхищением и любопытством разглядывая современного гусара, ребенок глубоко заинтересуется историей своего государства. И то, что раньше у него вызывало скуку и зевоту на уроках, предстанет в совершенно другом свете...
Юлия ЛИ
12.10.2015