Вредительство?

Секвестр чиновников: сокращают не тех


В результате уменьшения штатной численности инспекторов Ространснадзора количество катастроф самолетов, поездов и судов может серьезно возрасти

В Ространснадзоре продолжается масштабное сокращение штата инспекторов, что вызывает у экспертов по транспортной безопасности серьезные опасения. В то время как ведомство выполняет указ бывшего главы государства Дмитрия Медведева о сокращении числа госслужащих на 20 процентов, специалисты предсказывают шквал автомобильных, железнодорожных и авиакатастроф.

Снижение на четверть штатной численности своих сотрудников Ространснадзор спланировал провести в течение трех лет. Первый этап пришелся на прошлый год, когда рабочие места потеряли около 400 человек, 85 из которых покинули Госморречнадзор. Именно в это время случились аварии теплохода «Булгария» и платформы «Кольская».
Эксперты полагают, что Россия теряет контроль над транспортной безопасностью, а планы по сокращению ведомства называют «целенаправленным вредительством». Они апеллируют к статистике, а она весьма печальна. С момента первых сокращений в Ространснадзоре количество крушений на железнодорожном транспорте увеличилось на 36 процентов, авиакатастроф - на 50.
К концу 2013 года в России останется лишь 3,5 тысячи инспекторов, контролирующих техническую безопасность на транспорте.
По мнению Героя России, заслуженного летчика-испытателя Рубена Есаяна, ни к чему хорошему сокращение штата надзорных органов на транспорте не приведет:
- Если регулярные аварии происходили при большом штате инспекторов, то можно себе представить, насколько усугубится ситуация, когда их станет меньше. Сокращать госслужащих, на мой взгляд, нужно не в надзорных органах, а в министерствах, где их развелось немерено, а толку никакого!
Сокращением штата инспекторов Ространснадзора всерьез обеспокоен председатель Санкт-Петербургской ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. Он уверен, что это приведет к дополнительным проблемам в контроле всей транспортной отрасли.
- Дефицит инспекторов отразится на качестве проведения проверок. Только в Петербурге и Ленинградской области работает свыше полутора тысяч перевозчиков, которые должны быть подконтрольны в части исполнения лицензионных требований и условий. Если инспекторов будет меньше, уровень обеспечения безопасности перевозок может существенно понизиться. Подобного рода сокращения, наверное, есть смысл осуществлять только после внедрения и отладки электронной системы контроля, когда на всех единицах транспорта установят специальное оборудование, сигналы с которого будут поступать в большой вычислительный центр. В таком случае надзорные органы будут точно себе представлять, какие конкретно проблемы и где именно возникают.
В свою очередь, ведущий эксперт по транспорту компании «Финам менеджмент» считает, что контролировать качество безопасности транспортных средств прежде всего должны их владельцы - ведь к каждому автобусу, самолету, поезду или кораблю невозможно приставить инспектора.
- Регулярные аварии, в которых ежегодно погибают тысячи людей, были, есть и, к сожалению, будут. Никаких резких изменений в ситуации не произойдет ни при увеличении количества специалистов по надзору, ни при сокращении, ни даже в том случае, если этот контроль будет осуществляться электронными системами, а не людьми.

Анастасия ЖЕЛТОВА

12.10.2015