Причины и следствия

Работодатель не захочет - мигрант не проскочит!

Только драконовские меры помогут отучить наши предприятия от привлечения нелегальной иностранной рабочей силы

За последнее время многое поменялось в российском законодательстве в плане ужесточения контроля над трудовой миграцией. Стали устанавливать квоты на привлечение иностранной рабочей силы, заговорили о приоритетном праве устройства на работу российских граждан, хотят принять закон, который заставит гастарбайтеров при въезде в страну сдавать экзамен по русскому языку. Однако предпринимаемые и планируемые меры пока что малоэффективны, поскольку мигрант, особенно нелегальный, по-прежнему широко востребован. Многие работодатели не хотят лишиться своего самого удобного работника - бесправного мигранта, готового трудиться за копейки семь дней в неделю. Работника, которого так легко «кинуть» и с помощью которого так просто отмывать деньги.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

«Работаем за еду!»
В приемной петербургской общественной организации соотечественников Узбекистана «Умид» многолюдно. На стене висит портрет честного таможенника Верещагина с его знаменитым высказыванием: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». На столе - пухлая тетрадь, где регистрируются обратившиеся за бесплатной юридической помощью в «Умид» выходцы из Узбекистана. Почти все они приходят с одной и той же проблемой - обманул работодатель.
Вот к юристу «Умида» подсаживается Рахим, который работает на стройке в Приморском районе. Ему обещали платить 20 тысяч рублей, но вот уже четвертый месяц не выдают зарплату - только по 5 тысяч на еду.
- Многим теперь просто некуда деться, - признается он. - Живем в вагончике, денег нет. А чтобы куда-то уйти, искать новую работу, нужно жилье, нужны деньги. Уехать на родину тоже не можем - не хватит на билет.
Рахим ругает себя за то, что поверил словам знакомого. Он уже дважды наступает на эти грабли. До этого мужчина год работал на стройке, где тоже обещали платить 20 тысяч, а давали деньги только на еду. В итоге вместо 240 тысяч рублей за год он на руки получил лишь 40 тысяч! В этот раз земляки сказали, что объект хороший и можно смело приезжать. Но платили приехавшему узбеку всего месяц, а потом история повторилась.

Легального мигранта брать невыгодно
Алиджан Хайдаров, президент организации «Умид», отмечает, что таких, как Рахим, приходит к ним очень много.
- В последнее время участились жалобы на нечестных работодателей, - говорит Хайдаров. - Особенно - в сфере строительства. Стройка только начинается, а деньги уже все распределены и израсходованы. Что делает работодатель? Нанимает наших соотечественников, начинает строить, а через пару месяцев выгоняет их и нанимает других! Бывает, по четыре месяца и даже по полгода люди работают бесплатно. При этом им дают немного на питание, чтобы они не загнулись, позволяют жить в подсобках или строительных вагончиках. А как доходит до расчета - избавляются. Многие наши соотечественники не знают российских законов, не знают, что нужно заключить договор с работодателем, в котором будут прописаны обязанности сторон. Они думают: раз им пообещали, значит, заплатят. А потом работодатель их «кидает», и они оказываются на улице. Получается, ухудшение криминальной обстановки в первую очередь провоцирует недоб­росовестный работодатель! 90 процентов обманутых хотят уехать домой, но не могут выехать, потому что у них нет на это денег. Тогда они начинают искать какие-то левые заработки и опять нарываются на обман.
Также Алиджан Джахангирович уверяет, что почти все приезжие хотят работать легально. Но такого правильного гастарбайтера зачастую отказываются брать на работу и вынуждают уходить в тень!
- Фирме, чтобы оформить на работу легального мигранта, надо уведомить 3 - 4 гос­органа, платить налоги, надо содержать дополнительного сотрудника, который будет готовить необходимые документы на привлечение иностранной рабочей силы. То есть работодателю невыгодно брать нашего соотечественника легально, - продолжает Хайдаров. - Для него это хуже, чем взять на работу российского гражданина, потому что контроль будет двойной! Кроме того, есть и другие нюансы, которые множат нелегалов. Мигрант из Средней Азии по прибытии в любой город России должен легализоваться в течение трех месяцев: получить гостевую регистрацию, потом разрешение на работу, найти работу. На все бюрократические процедуры по оформлению документов уходит около 20 тысяч рублей, а многие узбеки, приезжающие в Россию, таких денег не имеют. Тогда они думают: поработаю пока так, где-то подхалтурю, успею собрать нужную сумму за три месяца и все оформлю. А потом их обманывают, деньги не дают, и через три месяца пребывания в России они оказываются нелегалами, у которых даже нет средств, чтобы вернуться на родину.

Фальшивые разрешения приветствуются?
Тем временем к юристу подсаживаются узбеки, которым недоплачивают в клининговых и аутсорсинговых компаниях. Такие компании в большом количестве появились в последнее время на нашем рынке труда и очень активно привлекают на работу иностранных граждан. Схема выглядит так. Аутсорсинговая компания заключает договор с крупными работодателями и поставляет им в нужном количестве уборщиц, грузчиков, фасовщиков и прочих рабочих. Это удобно, потому что позволяет переложить ответственность за привлечение иностранных граждан на фирму-поставщика. Заходя в крупный супермаркет и видя там среди персонала много приезжих, мы думаем, что они наняты напрямую данным магазином. Однако это не так. К поставке кадров почти со стопроцентной вероятностью приложила руку аутсорсинговая компания. И вовсе не факт, что документы у мигрантов, трудоустроенных таким образом, в порядке. Нередко аутсорсеры используют иностранных граждан с заведомо фальшивым разрешением на работу.
- Они отлично знают, что мигрант им показывает подделку, купленное разрешение, - объясняет нам юрист организации «Умид» Валишер Хайдаров. - Настоящие разрешения выдаются УФМС в соответствии с квотой на привлечение иностранной рабочей силы. Но вот квота заканчивается, а мигранты все идут и идут! И всякие фирмы-однодневки наживаются на этом, предлагая поддельные документы. А эти консалтинговые, аутсорсинговые, клининговые и прочие компании с распростертыми объятиями встречают таких мигрантов. Ведь их можно ущемлять, а жаловаться они не пойдут - у них документы фальшивые. Мы часто пытаемся устроить легально на работу наших соотечественников. Я делаю рассылку, звоню этим компаниям, предлагаю им работников, у которых подлинные документы на руках, которые хорошо говорят по-русски. Но они не хотят брать - не хотят, чтобы мы потом следили за соблюдением трудовых прав этих легальных работников. Им не нужен этот контроль.

Напевала под нос - получи штраф
Махсуд, приехавший в Петербург из Самарканда, специально пошел работать в клининговую компанию, надеясь, что там его не обманут. Однако и здесь его ждало разочарование.
- Я вообще хороший каменщик, но зарекся со стройками связываться, - признается он. - Там много посредников, часто обманывают. Поэтому мы с друзьями пошли работать уборщиками - думали, если напрямую обратимся в клининговую компанию, все честно будет. Однако там тоже обманывают, хоть и более «культурно». Не посылают грубо, но постоянно «минусуют» зарплату или обещают рассчитаться позже. А я за авиаперелет, за оформление всех документов на работу заплатил больше двух тысяч долларов! В долги влез, занял по родственникам, по знакомым. Как теперь вернусь без денег? Долги надо отдать, детям подарки привезти.
Узбечка Айша тоже не понимает, каким образом ее зарплата в клининговой компании (а ей обещали платить 15 тысяч) сокращается вдвое! Девушка выглядит очень тихой и интеллигентной, по профессии - медсестра, но в России она согласна работать и уборщицей, лишь бы честно платили. В Узбекистане ей, медсестре, платят всего 100 долларов.
- Я хорошо убираю, чистенько, аккуратно, - рассказывает она. - Однако менеджер в магазине всегда найдет, за что вынести штраф. Один раз я тихо напевала по-узбекски во время уборки. И сразу - большой штраф! Потом мне позвонили, я вышла на улицу, чтобы ответить, - опять большой штраф. Наверно, скоро за то, что дышу, будут штраф брать…

Хочешь работать? Делись зарплатой
В системе коммунального хозяйства мигранты - тоже желанные работники, поскольку согласны работать за сумму, значительно меньшую, чем прописано в платежных документах. Низко­квалифицированный труд в наших ЖКС, ТСЖ и управляющих компаниях уже давно почти полностью переложен на плечи иностранных рабочих. Однако надо понимать, что произошло это с активной помощью наших российских граждан, которые занимают руководящие должности в коммунальных организациях и нанимают мигрантов на работу.
- Это давняя беда петербургских ЖСК, ТСЖ и управляющих компаний, - говорит Елена Панина, председатель правления некоммерческого партнерства «Центр регулирования деятельности организаций в сфере управления многоквартирными домами «Оккервиль». - А зачем нанимателю брать российского работника, если с мигрантом можно договориться, что он будет официально получать 15 тысяч, но половину отдаст обратно? И мигрант отдаст половину зарплаты, потому что хочет здесь работать и предпочтет получать меньше, но стабильно. А вот петербуржец не отдаст - у него другая психология, он на своей земле. В итоге сейчас петербургские дворники почти на 80 процентов состоят из мигрантов! Теперь многим российским гражданам даже при всем желании не устроиться на эту работу. Под разными предлогами им откажут. Ведь что многим коммунальным работникам нужно? Забрать сокрытые деньги. И легализация этих денег, в том числе через наем российских рабочих, для них неприемлема.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА

Читайте в следующем номере «Смены» вторую, заключительную часть нашего расследования.

12.10.2015