Честный разговор
Юрий Болдырев:
«Нам грозит полный отказ от национальной идентичности»
Известный политик считает, что маховик миграции запустил Егор Гайдар
«Смена» продолжает цикл публикаций, посвященных проблеме миграции. Эта проблема сейчас одна из главных, если не самая главная. Численность мигрантов в нашем городе - не меньше 1 миллиона. Петербуржцы испытывают дискомфорт от навязанного им соседства с представителями чуждой цивилизации. Все чаще звучит требование закрыть город для въезда кавказцев и азиатов. Политик и публицист Юрий Болдырев в беседе с корреспондентом «Смены» размышляет о том, как «великое переселение народов» может сказаться на судьбе всей России.
В хаосе легче манипулировать людьми
- Юрий Юрьевич, в чем причина миграционных потоков, захлестнувших крупные города нашей страны, в том числе и Петербург?
- Это несчастное для всей России сочетание двух интересов - коммерческого и идеологического. Самым ярым пропагандистом привлечения в Россию мигрантов, насколько мне помнится, был не кто иной, как Егор Гайдар. Лет семь назад, в тот день, когда на Анатолия Чубайса было якобы совершено покушение, мы с Гайдаром выступали в качестве оппонентов на одном мероприятии. Весь пафос речи Гайдара сводился к тому, что главные проблемы России - демографические и решать их надо ввозом иностранных рабочих. Эта его идея поразила меня скудоумием.
- Не резковата ли оценка?
- Но это же практически полный отказ от национальной идентичности - культурной, исторической! Конечно, такая идея может прийти в голову предпринимателю, который озабочен только одним: как ему получить больше прибыли. Но государственному деятелю?!
- А в чем состоит идеологический интерес?
- В хаосе легче манипулировать людьми.
Путь к пулеметным вышкам
- Почему не был учтен печальный исторический опыт европейских стран, где ситуация с мигрантами привела к социальным взрывам?
- Эти социальные взрывы начались недавно, а, скажем, двадцать лет назад всем казалось, что наконец-то наступает всеобщее благоденствие и складывается мировая семья народов. Любой зарубежный журнал глянцевый открываешь - там так здорово изображено: во французском или немецком кафе сидят и радуются жизни дети разных народов. Все прекрасно! Спустя лет десять - пятнадцать выяснилось, что идея не сработала. Схватились за голову - да уже поздно.
- В России подобные процессы еще не приняли необратимого характера?
- У нас все принимает гипертрофированные формы. Все те ошибки, которые совершает Запад, мы повторяем в вульгаризированном виде. И к сожалению, неконтролируемая миграция у нас быстро приняла угрожающие масштабы.
- Мы слишком терпимы?
- У нас не всегда адекватное восприятие опасности. Например, в России сегодня уровень смертности от убийств в разы больше, чем в Штатах и Европе. А нам кажется, что раз каждый день кого-либо из наших соседей не убивают - значит, в нашем доме все нормально. А ведь все совсем не нормально. Люди, которые едут к нам из нищей теперь Средней Азии, могут быть по профессии кем угодно - дворниками, убийцами, ворами, - это никак и никем не контролируется. Механизма контроля миграционного социума у нас нет.
- К чему это может привести?
- Те, кто побогаче, сделают заборы повыше. А через какое-то время еще по углам этих заборов вышки пулеметные поставят (как это было в Перу в девяностые годы), чтобы защищаться вот от этих странных людей, которыми станем мы с вами вперемешку с мигрантами, - людей без истории, без культуры и без перспектив… Конечно, для любого государства, которое считает себя суверенным, эта ситуация абсолютно недопустима.
Перестать быть слабыми
- Но может быть, мигранты сегодня поработают дворниками и кровельщиками, а потом мирно уедут домой и никакой катастрофы не случится?
- Считать так - заблуждение. Завтра мы их попросим уехать - и все будет хорошо? Нет, завтра они уже будут принимать нас в паспортных столах, поликлиниках, собесах, а послезавтра - на высоких постах. Все катится именно к этому. Ситуация усугубляется тем, что исторически сложилось: русский народ, как самый крупный народ страны, мало склонен к объединению именно по национальному признаку. В любом общежитии стихийно складываются таджикская община, узбекская община, вьетнамская община и прочие, а вот про русскую никто слыхом не слыхивал.
- А если бы стали образовываться русские общины?
- Мне кажется, все могло бы встать на свои места. Пока ситуация прямо-таки позорная: небольшие группки приезжих просто гоняют по общежитиям коренное население. Но не только они совершают преступления - преступление совершают и те, кто своей слабостью искушает других на противоправные действия.
- Что вы имеете в виду?
- Надо перестать быть слабыми. Этим мы искушаем окружающих. Поверьте, что и нам самим, и представителям других народов России будет лучше, если русские научатся хорошо самоорганизовываться и не допускать, чтобы русского кто-то обидел. Иначе через какое-то время маятник так шарахнет в противоположную сторону, что будет уже очень и очень больно. Если мы хотим жить в цивилизованном гуманном обществе, то все умные, гуманные и интеллигентные люди должны не отворачиваться от этой реально существующей проблемы, а заниматься ею. Иначе ею будут заниматься другие...
Не должно быть масштабного ввоза мигрантов!
- Почему миграционные процессы не приобретали такого масштаба в СССР?
- Во-первых, хочешь не хочешь, существовал контроль в виде системы прописки. Парадокс, но это был механизм, направленный не столько против национальных окраин, сколько против ограничения передвижения внутри российской части территории. А во-вторых, на национальных окраинах действовали программы развития. Там строились заводы, институты и создавались нормальные рабочие места.
- Теперь все разрушено?
- Я только что вернулся с Черноморского побережья Кавказа. Всего лет двадцать пять назад народ там жил зажиточно: в каждом дворе стояла «Волга». Они стоят там и теперь - те же, 24-е. Обнищали! Нет никакой другой возможности заработать, кроме как сдавать койки отдыхающим и продавать им немножко персиков.
- Таким образом, выход из создавшейся ситуации рисуется вам близким к советскому?
- Во всяком случае, не к гайдаровскому. Не должно быть никакого масштабного ввоза мигрантов. Должно идти экономическое развитие всей страны, а не только группки мегаполисов.
Людмила АНДРЕЕВА
12.10.2015