Неожиданный взгляд
«Русские мамки» сами виноваты?
Политолог Владимир Еременко настаивает: смешанные российско-финские семьи редко бывают благополучными
Одной из самых обсуждаемых тем минувшей недели стало изъятие финскими органами опеки четверых детей у россиянки Анастасии Завгородней. В нашей стране по этому поводу тут же поднялась буря негодования. Общественность возмущена: ведь, как уверено большинство, детей у Завгородней отняли только за то, что папа, выходец из Судана, шлепнул свою 6-летнюю дочь Веронику по попе, а та рассказала об этом в школе. Однако так ли все просто в этой истории? Действительно ли россиянки - невинные жертвы финских соцслужб? В редакцию «Смены» обратился известный политолог Владимир Еременко. У него на этот счет свое мнение, кардинально отличающееся от официального.
«Астахов перегибает палку»
- Регулярные сообщения о том, что финские соцслужбы забирают детей из некоторых «русских» семей и переводят их в приемные семьи, в последнее время все больше напоминают информационную войну, - говорит Владимир Еременко. - В нее оказались втянутыми президент Финляндии, структуры российского МИДа, госслужащие и правозащитники с обеих сторон. История россиянки Анастасии Завгородней из городка Вантаа, похоже, очередной этап этой войны.
Разумеется, российское государство должно внимательно изучать все случаи, когда могут быть ущемлены законные интересы российских граждан и их детей. Только это надо делать объективно и всесторонне, а комментарии давать в уважительном по отношению к финской стороне тоне. Иначе мы рискуем превратить реальные семейные трагедии в политическое шоу с сомнительными целями, как это, собственно, все чаще и происходит.
Особую роль в нагнетании политической истерии, на мой взгляд, играет позиция уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. Российский детский омбудсмен, основываясь только на рассказе Завгородней о том, какие события и действия, в том числе и со стороны ее мужа Ахмеда Заки, предшествовали решению финских соцслужб, делает громкие, но, как мне представляется, абсолютно безответственные политические заявления. Он предлагает объявить Финляндию зоной, опасной для российских семей с детьми, а также воздействовать на финское правительство мерами экономического и политического характера. По его мнению, трагедии семей Салонен, Рантала, Завгородней множатся в Финляндии из-за крайне агрессивных и нецивилизованных действий финских соцслужб. Однако дело ли господина Астахова давать оценки межгосударственным отношениям? Равно как и обвинять финскую сторону, действующую строго в рамках собственного законодательства и общеевропейской практики, в агрессивности и нецивилизованности?
Главная задача - защитить ребенка
- Будучи в свое время депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга двух созывов, - продолжает Владимир Еременко, - я достаточно хорошо изучил систему опеки и попечительства, работу соцслужб и социальную политику Финляндии. Вся социальная инфраструктура Финляндии выстроена на высочайшем современном уровне и опирается на мощную финансовую поддержку государства. Женщины и дети - один из основных приоритетов финского общества.
Законодательство Финляндии категорически запрещает любое насилие по отношению к ребенку - даже пресловутое «шлепнуть по попке». При любом случае подобного рода ребенок немедленно изымается из семьи, а дальше его судьбу определяет суд. Досудебное изъятие ребенка - обычная практика в большинстве европейских стран, опирающаяся на стремление государственных органов максимально защитить ребенка и его жизнь. Что касается России, то, по данным соцопросов, более половины родителей считает физическое наказание допустимым и эффективным методом воспитания. Потом с этим мусором в голове наши граждане едут в ту же Финляндию, заводят семью и детей, а после - удивляются и возмущаются, что соцслужбы действуют так жестко и оперативно.
Да, в Финляндии существуют определенные стереотипы и перегибы по отношению к русским семьям, но в них виноваты по большей части мы сами. Например, на уровне обыденного сознания частенько употребляется термин «русские мамки». За ним кроется представление части финского общества о русских женщинах как о меркантильных, пьющих, с пониженным чувством ответственности, склонных к агрессивности по отношению к собственным детям. В правоприменительной практике этот стереотип, не всегда справедливый, может сказываться на действиях соцслужб и решениях судов. Собственно, так же зачастую происходит и в России: в частности, все мы знаем, что наши суды при разводе по привычке оставляют детей, как правило, с матерями, хотя они этого не всегда заслуживают.
Добро пожаловать на родину?
- Живучесть стереотипа о «русских мамках», которому уже не один десяток лет, связана и с некоторыми обстоятельствами постсоветского развития, - убежден Владимир Еременко. - Как известно, в 90-е годы российские женщины в массовом порядке искали женихов за рубежом, в том числе и в Финляндии, при этом возраст и респектабельность жениха, как правило, не имели значения. Не стоял вопрос и о любви. Главное - выбраться любыми способами в сытую и благополучную заграницу. После заключения брака и переезда неожиданно выяснялось, что муж - алкоголик, безработный, живущий на пособие, а то и просто бомж. Кроме того, обнаруживались принципиальные различия в культуре и ментальности супругов, делавшие совместную семейную жизнь проблемной и конфликтной. В итоге складывалась вереница обстоятельств, заканчивавшаяся печальным финалом: развод, статус матери-одиночки, безработица, поиски нового, «правильного» мужа, запущенность детей, попадание в зону внимания соцслужб…
Мне довелось изучать статистику разводов в смешанных браках, заключенных за последние двадцать лет, между мужчинами-финнами и женщинами-россиянками. Ситуация ужасная: распалось более 90 процентов семей! И по-другому, учитывая характер мотивации наших женщин, быть не могло. Поэтому в драмах в русских семьях в Финляндии меньше всего виноваты финские власти. Жаль, что этого не понимает или не хочет понимать уполномоченный Павел Астахов.
Анастасия Завгородняя сегодня заявляет: «Мы планируем уехать в Россию сразу, как получим детей. Жить в Финляндии невозможно. Даже если детей удастся освободить, по местным законам соцслужбы ставят нас на учет и будут контролировать каждый наш взгляд». Что тут скажешь… Добро пожаловать на родину! Здесь у вас будут гарантии отсутствия всякого контроля со стороны отечественных соцслужб. Можете применять «шлепки по попке» хоть каждый день по отношению ко всем своим детям, даже к грудничку. Никто вам мешать не будет.
Подготовила
Ольга РЯБИНИНА
12.10.2015