Честный разговор

Александр ЕБРАЛИДЗЕ: «Саакашвили хотел сделать из Грузии Диснейленд»

Известный петербургский бизнесмен - о том, почему грузинский народ отказал в поддержке своему президенту

Российский бизнесмен грузинского происхождения Александр Ебралидзе несколько лет назад прославился тем, что объявил о своем намерении стать президентом Грузии. С этой целью он даже обратился за грузинским гражданством, но получил категоричный отказ. Что, впрочем, было неудивительно: ведь Ебралидзе открыто заявлял о своем несогласии с политикой Михаила Саакашвили. Тогда позиции последнего казались незыблемыми. Но вот - дождались: на недавно состоявшихся парламентских выборах уже сам грузинский народ сделал свой выбор, отказав в доверии президенту и пропрезидентской партии. О том, почему так случилось и что ждет республику дальше, президент Всемирного конгресса народов Грузии Александр Ебралидзе рассказал в интервью «Смене».

«Оппозиция набрала еще больше»
- Александр Иосифович, насколько неожиданными стали для вас результаты выборов в Грузии?
- Я действительно искренне рад тому, что партия, возглавляемая президентом Саакашвили - «Единое национальное движение», - потерпела сокрушительное поражение. Но даже те 40 процентов, которые она набрала, кажутся мне сомнительными - ведь на ее высокий результат работала вся государственная машина. ЦИК Грузии предоставляет данные, что в стране 3 613 000 избирателей, а в выборах участвовало 2 156 090 человек. Однако ряд экспертов и многие представители общественности уверены, что на самом деле в стране не более полутора миллионов избирателей, а официальные цифры позволяют власти распоряжаться «лишними» голосами по своему усмотрению и фальсифицировать выборы. Думаю, на самом деле правящая партия получила не более 25 процентов голосов, а оппозиционный блок набрал не 55 процентов, а гораздо больше... Но мы имеем то, что имеем, - и это тоже очень неплохо.
- Лидер «Грузинской мечты» Иванишвили появился на политической арене Грузии неожиданно и для многих до сих пор остается «темной лошадкой»...
- На самом деле Ивани­швили в Грузии знали все. Это человек, который в течение многих лет занимался благотворительностью. У меня нет оснований высказывать в его адрес какие-то критические замечания. Скорее наоборот. Он оказался единственным человеком, сумевшим на фундаменте своей благотворительной деятельности объединить грузинскую нацию и одержать убедительную победу. Конечно же, в ближайшее время ему будет очень нелегко, так как ожидания народа зачастую не соответствуют реальным возможностям властей, однако очень хочется пожелать ему удачи.
- Как вы считаете, какую политику будет проводить Иванишвили?
- Полная ясность наступит через несколько месяцев. Пока же вокруг Грузии складывается непростая обстановка - она оказалась на пересечении геополитических интересов Запада и России. В этих условиях политикам приходится говорить одно, думать другое, а делать - третье. Так что я бы предложил дождаться конкретных дел Иванишвили.
- Поздравляя Иванишвили с победой на выборах, вы назвали его «лидером грузинского национально-освободительного движения». С чем связана такая оценка?
- Вся более чем двухтысячелетняя история Грузии - это история борьбы за выживание. В VII веке в мире начала активно распространяться новая религия - ислам, и на Кавказе только два народа - грузины и армяне - смогли устоять под ее напором и сохранить христианскую веру. А это, поверьте, было нелегким делом. Если Русь находилась под властью татаро-монгольского ига в течение 300 лет, то арабы были в Грузии в течение 400 лет. Кроме того, грузины много воевали с персами и турками, которые хотели объединиться с северокавказскими мусульманскими народами. Грузия этому активно препятствовала и все-таки сумела остаться православной страной... И когда мы видим президента Саакашвили, который с утра до вечера говорит о гордости и доблести, а потом бросает своих гостей и в нарушение законов кавказского гостеприимства бежит, чтобы укрыться от якобы нацеленного на него бомбового удара (так было в 2008 году), это вызывает крайнюю степень недоумения. Поэтому лично для меня не имеет значения, какая сила победила нынешнего грузинского президента. Главное - она его победила. В Грузии сегодня царит общенародная радость. Поэтому я и назвал Иванишвили лидером национально-освободительного движения.

«Он выстроил полицейское государство»
- Как вы считаете, был ли сам Саакашвили готов к тому, чтобы оказаться в роли побежденного?
- Думаю, он все-таки не ожидал, что проиграет выборы. Традиционный стиль поведения Саакашвили и его команды - нападать на своих оппонентов. Только тогда он чувствует себя комфортно, в своей стихии. А когда нападают на него, ситуация кардинально меняется. Свое истинное лицо президент Грузии показал, когда начал жевать свой галстук, видимо перепутав его с хачапури. Теперь он вынужден признать свое поражение - ничего другого ему не остается. Я очень надеюсь, что в ближайшее время Саакашвили в Грузии либо объявят импичмент, либо будут его судить.
- Действительно, в России давно говорят о том, что Михаила Саакашвили надо отдать под суд за геноцид осетинского народа. Однако такой поворот событий кажется маловероятным…
- Нападение Грузии на Южную Осетию стало детонатором, вызвавшим в России огромную волну негодования в адрес Саакашвили. Однако я уверен, что рано или поздно вскроются и другие не менее скандальные факты о деятельности президента и его команды. О том, как пытали людей в «образцово-показательных» грузинских тюрьмах, мы уже знаем. Думаю, скоро узнаем кое-что еще… И тогда Саакашвили придется ответить за все.
- Александр Иосифович, а вы сами давно были в Грузии?
- Вы шутите? Мне в Грузию въезд запрещен!
- И все-таки, я думаю, вы вполне можете оценить, как изменилась жизнь в Грузии при Саакашвили… Как получилось, что народ отказал ему в поддержке?
- К счастью, жизнь в Грузии в последние годы в чем-то изменилась к лучшему. Люди в городах и селах больше не сидят без воды, света и газа. Но это второстепенные вещи, когда речь идет о потере территорий, нарушении президентом фундаментальных принципов, на которых строится жизнь грузинского общества. Саакашвили хотел сделать из Грузии некое подобие Диснейленда. Если он строил новую дорогу из Тбилиси в Батуми, то складывалось ощущение, что он делал ее для себя, а не для народа. Потому что автомобилей в Грузии немного - большинству просто не на что покупать машины. В результате у людей накопилась моральная усталость от Саакашвили.
- При этом Запад делал и продолжает делать вид, что в Грузии - цветущая демократия…
- На самом деле Саакашвили построил в Грузии полицейское государство в самом худшем виде.

«Теперь все зависит от Иванишвили»
- Наступит ли в ближайшее время оттепель в российско-грузинских отношениях?
- От России здесь мало что зависит - все зависит от команды Иванишвили. Однако первые заявления кандидатов в члены будущего правительства внушают оптимизм. Будем надеяться, что конкретные шаги также не заставят себя долго ждать. Как человек, впитавший российскую культуру, да и в целом пророссийски настроенный, я уверен: Грузия может выживать, лишь находясь в хороших отношениях с Россией.
- Думаю, больше всего в восстановлении связей наших стран сейчас заинтересован грузинский бизнес…
- Да, бизнес понес большие потери после того, как лишился возможности поставлять свои товары на российский рынок. Речь в первую очередь о цитрусовых, вине и боржоми. Но в то же время, начав осваивать новые каналы сбыта, бизнес был вынужден сделать большой скачок в качестве продуктов. Поэтому, я думаю, российский потребитель сегодня окажется в выигрыше, если на прилавках снова появятся грузинские вина и минеральные воды. Тем более, уверен, у россиян присутствует генетическая тяга к грузинским блюдам и продуктам.
- Самый сложный вопрос во взаимоотношениях наших стран - о статусе Южной Осетии и Абхазии. Каким вам видится его решение?
- Этот вопрос не такой уж сложный, как нам пытаются внушить. Главное - найти общий язык с проживающими там народами и учесть их мнение. Для этого Грузии придется сделать Россию своим союзником - без нее конфликтующим сторонам договориться не удастся.

Ольга РЯБИНИНА

12.10.2015