Честный разговор

Игорь Курдин: «Министерством обороны не должны управлять «эффективные менеджеры»!»

Председатель Клуба моряков-подводников уверен:
специфику военной системы может понять только военный человек

Громкая отставка Анатолия Сердюкова с поста министра обороны - хороший повод еще раз поговорить о нынешнем состоянии Вооруженных сил России и проводимой военной реформе. Серьезные перемены в армии начались еще пять лет назад, но до сих пор не закончены. Ставить точку в военной реформе теперь придется новому главе Минобороны - Сергею Шойгу. Какие ошибки своего предшественника ему стоит учесть? Почему увольнение Сердюкова многие военные встретили как праздник? Об этом мы беседуем с председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитаном первого ранга в отставке Игорем Курдиным.

«Его ухода ждали давно»
- Игорь Кириллович, насколько неожиданной для вас стала отставка Анатолия Сердюкова?
- Отставки главы Минобороны в военных кругах ждали еще этой весной, когда после выборов началось формирование нового правительства. Сердюков пять лет занимался реформированием армии, и, безусловно, военная реформа была нужна - она давно назрела. Однако в ходе ее проведения обозначились как положительные, так и отрицательные моменты. Только новый человек был способен беспристрастно оценить плюсы и минусы реформы и, соответственно, провести какую-то корректировку. Поэтому когда Сердюков вошел в состав нового правительства, многие военные восприняли эту новость неоднозначно.
- Собственно, и отношение к Сердюкову в Вооруженных силах было, скажем так, неоднозначным…
- Да, несмотря на все популярные меры - например, повышение денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем, - были и такие решения, которые не приняло военное сообщество. Причем не только ветераны, но и действующие высокопоставленные офицеры - генералы и адмиралы. В частности, я имею в виду закупку французских авианосцев «Мистраль» - проект дорогой, но совершенно ненужный российскому флоту в его нынешнем виде. На эти деньги можно было построить другие корабли, которые бы эффективно решали именно те задачи, которые стоят перед российским флотом сегодня. Вызывало некоторое недоумение и отношение Сердюкова к военной общественности. Минобороны выдвигало какие-то неразумные предложения. Самый яркий пример - сложившаяся в Петербурге ситуация с крейсером «Аврора», который вывели из состава флота и фактически обрекли на умирание. Однако Сердюков, будучи гражданским министром, вел себя как военный человек, по принципу «приказы не обсуждаются, они исполняются».

«Нельзя слепо копировать западный опыт»
- А как вам в целом опыт назначения первого гражданского министра обороны в истории России? Эксперимент провалился?
- Всю прошедшую неделю мне звонили военные и радостным голосом сообщали: теперь у нас военный министр! Я их спрашивал: а разве это что-то меняет? Они отвечали, что меняет многое. Авторитет военного министра всегда выше, чем гражданского. Да и любая военная организация серьезно отличается от гражданской. Недаром вскоре после назначения Сергея Шойгу на пост министра обороны президент своим указом восстановил его на военной службе в звании генерала армии. В России всегда была традиция: в течение всей нашей многолетней истории военным министром всегда был военный человек. Потому что военный всегда может отдавать приказы, которые должны беспрекословно исполняться. Гражданский министр, видимо, тоже может отдавать приказы, но для военных это необычно - вносит некоторую неразбериху. Так что, на мой взгляд, идея с назначением на пост министра обороны гражданского человека все-таки оказалась несостоятельной.
- Однако на Западе глубоко укоренилось мнение, что эффективный мене­джер может управлять чем угодно - хоть крупной компанией, хоть Министерством обороны…
- В последнее время российское Минобороны активно перенимало западный опыт. Реорганизация армии и флота проводилась по чисто западному образцу - со ссылками на то, что, мол, советская модель устарела и не соответствует моменту. Однако слепое копирование любого опыта, как советского, так и западного, не дает ничего хорошего. И это, как мне кажется, уже очевидно всем. К чему привело создание четырех военных округов? К тому, что командующий Западным округом осуществляет командование и оперативное управление двумя флотами - Балтийским и Северным. А главком ВМФ оказался вообще отстранен от оперативного управления ими. Насколько я знаю, количество командировок сотрудников штаба Северного флота после этого увеличилось в десятки раз. Они постоянно вынуждены летать по маршруту Мурманск - Петербург, чтобы согласовывать различные документы. Несовершенной оказалась и единая система финансового обеспечения военных - шли задержки выплаты денежного довольствия. Вроде хотели как ­лучше, а получилось как всегда…
- У вас есть ощущение, что ошибки происходили из-за того, что многие руководящие посты в Минобороны заняли непрофессионалы?
- Очень многое в ходе военной реформы действительно делалось без детальной проработки. При Сердюкове количество женщин в аппарате Минобороны возрастало не по дням, а по часам. Чтобы это заметить, достаточно было просто постоять у министерского здания утром или вечером. Возможно, эти дамы были хорошими мене­джерами, однако зачастую они не понимали специфики военной системы. Нельзя взять модель управления компанией и предприятием и автоматически перенести ее в военное ведомство. Когда заместителем министра обороны России становится человек, всю жизнь проработавший в налоговых органах, - это, на мой взгляд, недопустимо. Все, что связано с обороноспособностью страны, повторюсь, имеет свою особую специфику. Минобороны не могут управлять менеджеры общего профиля!

«Реформу нужно когда-то заканчивать»
- Насколько сложно придется Сергею Шойгу на новом посту? Он ведь тоже никогда не имел отношения к Минобороны…
- Новому министру обороны придется вникать в сложившуюся ситуацию. Шойгу долго руководил МЧС, и все мы видели, что он - честный человек, не замешанный в публичных коррупционных скандалах. Он создал эффективное, прекрасно работающее министерство. Еще после трагедии подлодки «Курск» я предлагал передать систему аварийно-спасательного обеспечения ВМФ от Минобороны в МЧС. Потому что российские спасатели доказали свою профпригодность и эффективность. Поэтому я глубоко уверен: при Шойгу хуже точно не будет. Надеюсь, будет лучше…
- Какие основные задачи сейчас стоят перед новым министром?
- Первым делом, я думаю, он займется кадровыми перестановками: пойдет смена команды сверху вниз. После этого необходимо принять серьезные решения, направленные на устранение недостатков военной реформы. Шойгу должен сохранить то хорошее, что было сделано до него, и предпринять шаги к исправлению того, что не соответствует задачам обеспечения обороноспособности страны. Для начала надо провести глубокий анализ того состояния, в котором сегодня оказались наши Вооруженные силы. На самом деле военную реформу уже необходимо заканчивать. Главное - понять, с помощью каких конкретных шагов. Для всех очевидно, что армия не может постоянно находиться в процессе глубокого реформирования.

Светлана НОВИКОВА

12.10.2015