Гайд-парк

Брали. Берут. Скоро не будут брать?

Полностью искоренить коррупцию еще не удалось ни одному государству в мире. Поэтому главная задача властей - свести масштабы хищений из гос­казны к минимуму. Реализуема ли эта задача в России?

Кирилл КАБАНОВ,
председатель Национального антикоррупционного комитета:
«Это не совпадение, а закономерность»
- Рано или поздно система государственного управления, серьезно пораженная коррупцией, начинает давать сбои. Именно это и происходило в последние годы. И думаю, верховная власть наконец-то осознала: так больше жить нельзя, необходимо начинать системную полномасштабную борьбу с коррупцией.
А эта борьба, если она ведется по-настоящему, всегда чревата «эффектом домино»: как только падает одна костяшка, друг за другом начинают сыпаться другие. Поэтому то, что мы сейчас видим, а именно целую череду антикоррупционных скандалов, - не совпадение, а закономерность.
Слова Сергея Иванова о том, что коррупция является угрозой национальной безопасности, лично у меня вызывают оптимизм. Думаю, за ними последуют жесткие адекватные действия.
Необходимо ратифицировать статью 20-ю Конвенции ООН против коррупции. В ней предусмотрена ответственность госслужащих за незаконное обогащение. Ратифицировав эту статью конвенции, мы смогли бы возвращать украденные деньги из-за рубежа. Потому что, как мы знаем, наша бюрократия давно действует по принципу: «украсть здесь, чтобы хорошо жить там». А так быть не должно.

Дмитрий ОРЛОВ,
директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
«Стиль поведения власти изменился»

- Отношение власти к коррупции за последнее время существенно поменялось. Показательный пример - дело «Оборонсервиса». Если раньше руководству страны был необходим целый комплекс причин и обстоятельств, которые бы послужили поводом к отставке высокопоставленного чиновника, то теперь оказалось достаточно репутационного ущерба.
Несмотря на то что вина бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова в скандале с «Оборонсервисом» не доказана, он все равно лишился своего кресла.
И это, как мне кажется, положительная тенденция. Ведь высшая власть демонстрирует поворот в сторону интересов граждан.
Таким образом, стилистика поведения власти в отношении коррупционеров становится совсем другой. Очень хочется, чтобы так происходило и дальше. Не нужно ждать, пока следствие и суд разберутся, насколько тот или иной чиновник замешан в том или ином скандале. Нужно сразу избавляться от госслужащих с подмоченной репутацией.

Михаил РЕМИЗОВ,
президент Института национальной стратегии:
«Главное - довести уголовные дела до конца»

- Борьба с коррупцией - процесс многоплановый. В первую очередь требуется принятие серьезных политических решений и возбуждение знаковых уголовных дел, которые позволили бы общественности и должностным лицам осознать, что правила игры изменились.
Таким знаковым делом вполне можно считать историю с «Оборонсервисом». Главное, чтобы оно было расследовано и доведено до конца, а все виновные в хищениях оказались на скамье подсудимых. Тогда и наше общество, и система государственного управления серьезно оздоровятся.
То, что в последнее время факты коррупции все чаще выявляются именно при проверке расходования средств, выделенных для реализации крупных государственных проектов (АТЭС, ГЛОНАСС), еще раз доказывает: власти настроены очень решительно. Ведь любой масштабный проект - это повышенные коррупционные риски. Снизить их в будущем поможет серьезное наказание для всех фигурантов уже возбужденных уголовных дел.
Немаловажно также принятие законопроекта о контроле за расходами чиновников, который сейчас дорабатывается Госдумой. Этот законопроект очень полезен, хотя он и не предусматривает уголовного наказания для чиновников за крупные покупки «не по карману».
Надеюсь, что это лишь первый шаг на пути к более масштабным изменениям законодательства.

Подготовила
Светлана НОВИКОВА

12.10.2015