Благая весть

Колокола должны трудиться!

В Александро-Невской лавре началось возрождение знаменитой старинной звонницы

На День успения князя Александра Невского в лавре произошло радостное для всех прихожан событие: на звонницу Свято-Троицкого собора водрузили 10 новых колоколов - копии тех, что своим голосом радовали верующих в дореволюционное время. Чтобы поменять старую звонницу на новую, у лавры был всего лишь один день, ведь колокольный звон не должен прерываться.

 



- Окропите и нас, владыка! - просили прихожане наместника лавры, который благословлял строителей на удачное водружение колоколов.
- А вы не замерзнете? - отозвался епископ и окропил святой водой не только колокола, но и всех верующих, собравшихся послушать праздничный перезвон.
Отлитые в городе Тутаеве Ярославской области колокола привезли в монастырь этим летом, торжественное освящение состоялось в августе, на праздник Преображения, все остальное время тутаевские красавцы находились на площадке рядом со Свято-Троицким собором: дожидались своих старших братьев - пяти больших колоколов, самый крупный из которых весит 15 тонн. Но приближалась важная дата - 749 лет со дня смерти Александра Невского, в этот день реликвию просто не мог­ли оставить на улице. Перед тем как приступить к водружению, мастера довольно долго проверяли, готова ли соборная колокольня принять такой груз: было необходимо проверить все креп­ления, кирпичную кладку, а что-то даже и починить.
- Это только начало, - за­явил наместник обители епископ Выборгский Назарий. - Знаменитая лаврская звонница, которая была утрачена в советские годы, состояла из 15 колоколов. Мы отлили две трети, остальное - пока в процессе. Но надеемся, что с помощью меценатов и благодетелей уже через год, на 750-летие со дня успения князя Александра Невского, мы соберем колокола вместе. А что касается прежней звонницы, то она никуда не пропадет - мы перенесем ее в другое место и с помощью старых колоколов, дай бог, возродим наши куранты.
Колокола, уступившие место новым, служат обители не одно столетие и, понятное дело, звонят уже не так, как прежде: все неживое тоже когда-то изнашивается. Как выразился один из звонарей, звук испорченного колокола напоминает громыхание кастрюли, однако звонница монастыря всегда работала исправно, ее голос был слышен за несколько километров от обители. Секрет в бережном отношении звонарей к своему «музыкальному инструменту».
- Владыка правильно сказал: колокола должны работать, трудиться, потому что без работы они гибнут, - объяснил «Смене» руководитель Архангельской школы звонарей Андрей Дьячков. - Когда он стоит на земле, он быстрее изнашивается, но, раз уж ты звонишь, делать это надо аккуратно, ведь от сильных ударов, особенно в мороз, металл изнашивается, могут возникнуть даже трещины. Хотя многие из колоколов могут служить веками, со временем звук все равно утрачивается. Первые годы жизни он, конечно, облагораживается, как вино: появляются богатые тембры звучания, глубина, снимается напряжение металла, но из-за перепадов температур и разных других факторов рано или поздно колокола изнашиваются.
В процессе изготовления десяти тутаевских колоколов участвовала целая бригада, в которую вошли самые разные специалисты: формовщики, художники, скульпторы, литейщики и сами звонари. Новые колокола отливали недолго: всего месяц, гораз­до больше времени заняла их подборка.
- Мы очень долго выбирали колокола, - признался Андрей Дьячков, - но работу заметно облегчила современная техника: мы записали звуки многих-многих колоколов, все прослушали и в конце концов выбрали самый гармоничный звукоряд.
Звонари, принимавшие участие в отлитии новых колоколов, рассказали, что наибольший вред их «музыкальному инструменту» наносится на Пасху, это время мастера величают временем рождения звонарей и гибели колоколов: ведь позвонить может каждый желающий, а многие делают это очень сильно. Однако новую звонницу жалеть не собираются, и следующую Пасху в лавре будут отмечать так же громко, как и в предыдущие годы, - такова традиция.

Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015