По боевым местам
Дорога жизни ждет решения
Памятники на месте знаменитой трассы хотят объединить в один мемориальный комплекс, но не могут определиться с «хозяином»
Спасительная для осажденного Ленинграда трасса сегодня и сама нуждается в спасении! Многие памятные и музейные объекты, расположенные на Дороге жизни, постепенно приходят в упадок, к ним все плотнее подступает частная застройка. При этом традиционно не хватает денег на реставрацию важных экспонатов и исторических зданий, а также на развитие туристической инфраструктуры.

«Стыдно за свою бедность!»
Осиновецкий музей «Дорога жизни», который в прошлом году отмечал 40-летие, по праву гордится своей экспозицией: четыре тысячи экспонатов, большое собрание военной техники. До сих пор осиновецкая «Дорога жизни» остается одним из самых посещаемых музеев Ленобласти!
Но вместе с тем из-за скудного финансирования здесь накопилось огромное количество проблем. Здание, построенное еще в довоенное время, давно требует ремонта, многие экспонаты, стоящие под открытым небом, нуждаются в срочной реставрации. При этом денег не хватает даже на достойную зарплату персонала, и сейчас в музее осталось лишь трое сотрудников - по сути, энтузиастов своего дела.
- За 40 лет через нас прошло больше 2,5 миллиона посетителей, - с гордостью говорит заведующий музеем Александр Войцеховский. - В основном, конечно, это школьники и ветераны, но к нам приезжает и огромное количество иностранцев со всей Европы и из Америки, часто бывают сотрудники консульств и военные высокопоставленные гости. И, откровенно говоря, стыдно за свою бедность! У нас даже нормальных туалетов до сих пор нет - как говорится, все удобства по-деревенски, во дворе.
А последние полгода в музее не работает даже телефон - где-то в Ленобласти оборвались провода. Произошло это в июне, но «Ростелеком» почему-то до сих пор не может наладить нормальную связь, хотя, по заверениям сотрудников музея, квитанции об оплате телефонных услуг регулярно присылает.
Дошли до самого Путина
Впрочем, в ближайшее время музею обещают улучшения. Ветераны и блокадники, которые последние годы трубили о проблемах мемориалов и памятников Дороги жизни, смогли-таки добиться внимания чиновников. Правда, для этого им пришлось дойти до президента!
Председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Скрипачева вручила Владимиру Путину письмо, и после этого процесс сдвинулся с мертвой точки. Была создана комиссия по проблемам Дороги жизни, в которую вошли чиновники и депутаты Петербурга и Ленобласти. Приехал разбираться в ситуации советник Путина по вопросам культуры. А недавно музею «Дорога жизни» в Осиновце пообещали увеличить финансирование.
- Теперь, когда на нас обратили внимание, я надеюсь, что решится вопрос о спорной земле, - мечтает осчастливленный Александр Войцеховский. - В советское время существовало постановление исполкома, что на расстоянии 350 метров от музея запрещено строительство, разжигание костров и т. п. Но сейчас все это, конечно, нарушается. У нас были и судебные споры по поводу продажи участков земли, которые раньше относились к музею, но не были должным образом оформлены. Потом же, когда составляли кадастр, все это разметили по-другому… Ирина Скрипачева, когда обращалась к Владимиру Путину, говорила о проблемах частной застройки рядом с памятниками и музейными объектами. Через три дня после ее выступления с проверкой по Дороге жизни поехал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. Но он доехал только до «Разорванного кольца», а рядом с теми мемориалами коттеджи почти не строят! Все проблемы здесь, у побережья Ладожского озера, где лакомые участки занимают всеми правдами и неправдами!
Коттеджи обступили
Проблему частной застройки отмечает и директор петербургского Музея обороны и блокады Ленинграда Анатолий Шишкин, который тоже хорошо знает ситуацию с памятниками на Дороге жизни:
- Очень близко все эти коттеджи подступили к историческим зданиям. Это касается и Осиновца, где можно было бы некоторые площадки вокруг комплекса использовать как мемориальные, но они оказались в частных руках. Там ведь пляжи, красивая природа, Ладожское озеро… Понятно, что в этом «золотом месте» многие хотят построить коттеджи. Пока никто не пытается снести или убрать мемориальные объекты, но вокруг них все уже очень плотно застроено. И конечно же, если сейчас не взять ситуацию под контроль, не поставить жесткий заслон, то, боюсь, наступит время, и даже исторические здания с мемориальными досками могут оказаться под угрозой!
Контроль за различными памятниками Дороги жизни, а также развитие этих мемориальных комплексов осложняется тем, что объекты относятся к разным ведомствам, которые между собой не могут договориться. Например, за такие известные мемориалы, как «Разорванное кольцо», «Цветок жизни» и другие, отвечает Ленобласть. Музей «Дорога жизни» в Осиновце находится в ведении Министерства обороны, железнодорожный музей на станции Ладожское Озеро - в ведении РЖД, а музей в поселке Коккорево (в бывшем здании Штаба по управлению Дорогой жизни) является филиалом петербургского Музея обороны и блокады Ленинграда.
В общем, власти и Санкт-Петербурга, и Ленобласти заговорили о создании единого мемориального комплекса «Дорога жизни». Вопрос только в том, в чьем ведении он будет находиться. Ведь передавать сторонним структурам свои музеи и памятники никто не спешит. Теперь, по сути, все ждут политического решения сверху, без которого объединение невозможно. А ветераны и блокадники надеются, что решение будет принято как можно скорее. Ведь на Дороге жизни уже давно следует навести порядок!
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА