Особая елка
Праздник с запахом рассольника
Самым памятным новогодним представлением для Николая Носова стал спектакль, показанный во время блокады
В нечеловеческие блокадные годы были моменты, которые дети войны до сих пор вспоминают с улыбкой и теплотой. Например, новогодние представления, организованные для ленинградской детворы в декабре 1941 - январе 1942 года. Так для Николая Николаевича Носова та елка стала самой запомнившейся и яркой в его жизни.

Казалось бы, уж какой тут Новый год! Ведь именно в декабре 41-го была самая низкая норма хлеба за всю блокаду - тогда выдавали знаменитые 125 граммов на человека (за исключением рабочих и инженерно-технических работников, которые получали 250 граммов). Правда, 25 декабря норму повысили до 200 граммов, и весь город встретил это событие ликованием. Это стало лучшим новогодним подарком! Вместе с тем было решено провести праздничные елки для детей - ребятам специально везли вкусные подарки по Дороге жизни.
- Мне дали билет на представление в Театре кукол на улице Некрасова, - рассказывает Николай Носов. - Низкий поклон тем, кто в такое время смог организовать для детей чудесный новогодний праздник! А после спектакля нам приготовили сюрприз. Помню, как будто это случилось вчера, - распахнулись двери зала, где для нас накрыли столы, и в нос ударил умопомрачительный запах рассольника! До сих пор этот запах ассоциируется у меня с праздником и новогодней сказкой.
С того ужина в театре у Николая Николаевича осталась его счастливая ложка. Она случайно завалилась в валенок, и обнаружилось это только дома, когда маленький Коля стал разуваться. Этот блокадный «талисман» даже в самые тяжелые минуты ободряет Николая Николаевича, словно молча напоминая: всегда есть место надежде и добрым поступкам.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА