Поворот жизни
«Часы «Ракета» стали моей «роковой женщиной»!»
Один из выдающихся часовщиков мира швейцарец Жан-Клод Квине хочет остаться в России
Еще пару лет назад Жан-Клод Квине (изобретатель и известный специалист по часовым механизмам, сделавший головокружительную карьеру в таких ведущих компаниях, как «Ролекс», «Бове» и «Франк Мюллер») очень мало знал о далекой и загадочной России. Разве что стереотипы про водку, икру, балалайку и матрешку. И уж точно он никак не предполагал, что вскоре бросит свою налаженную жизнь в Швейцарии (чем, мягко говоря, удивил всех коллег и свою семью) и поедет открывать новые направления производства Петродворцового часового завода «Ракета»! Сейчас Жан-Клод признается, что, кажется, безнадежно влюбился как в «Ракету», так и в саму Россию.
Сердце часов
Часовщиков такого высокого уровня во всем мире можно по пальцам пересчитать. Жан-Клод Квине долгое время возглавлял отдел механизма баланса - спирали в компании «Ролекс», а будучи руководителем производства механизмов для турбийонов группы компаний «Франк Мюллер», создал большинство функций самых сложных в мире часов, которые состоят из 1483 деталей и имеют 36 усложнений!
Про российские часы Жан-Клод знал довольно мало, что и неудивительно - перестройка и приватизация уничтожили почти все советские часовые производства. Их было около пятнадцати, в том числе четыре известных завода-гиганта, производивших часы «Полет» и «Слава» в Москве, «Восток» в Татарстане и «Ракета» в Петербурге. Сейчас осталась только «Ракета»…
Когда Жан-Клоду показали наши часы и сказали, что они полностью производятся в России, специалист поначалу решил, что его обманывают. Особенно его удивил наш механизм баланса - спирали. Надо сказать, это сердце часов - крайне сложный механизм, без которого часы не смогут работать. Данный механизм во всем мире способны производить лишь несколько ведущих часовых компаний, а остальные вынуждены закупать его у них. Жан-Клод Квине все никак не мог поверить, что маленький завод в России (на «Ракете» работают всего 80 человек, для сравнения: на «Ролексе» - 6 тысяч человек, в «Свотч Групп» - 20 тысяч) не только производит сложный элемент, но и делает это на самом высоком уровне!
А качеством механизма баланса - спирали «Ракета» действительно может гордиться. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что спирали на этом заводе делали не только для часов, но и для военной техники. В частности, «ракетовские» спирали летают на всех истребителях МиГ-29!
«Дьявол полдня»
Первое потрясение было далеко не последним. Поэтому Жан-Клод и согласился приехать работать в Петербург - для него это стало своеобразным профессиональным вызовом. Квине считает, что специалист его уровня может позволить себе выбрать работу именно в том проекте, который кажется ему наиболее интересным и амбициозным. А российский проект его просто покорил!
- Знаете, я влюбился в петербургский завод, когда увидел, как умно с инженерной точки зрения сделаны здесь станки, - рассказывает он. - Например, у «Ролекса» и у «Ракеты» есть станок, который выполняет одну и ту же операцию. Вот только у «Ролекса» этот станок размером с автомобиль, а у «Ракеты» - со швейную машинку! А все потому, что этот станок очень хорошо продуман и сделан с умом. Вот вам другой пример. Как известно, для баланса в часовой механизм вставляются маленькие технические рубины. Так вот, у «Ролекса» существует целый отдел, где множество людей вставляют эти рубины. А здесь это делает один сотрудник и несколько станков, которые выполняют большую часть необходимых операций.
К слову, настоящим открытием для Квине стал не только завод, но и сама Россия.
- Я хочу остаться здесь на всю жизнь, вот сейчас планирую привезти семью, показать ей страну, - продолжает знаменитый часовщик. - Не знаю, понравится ли им. Но для меня «Ракета» и Россия стали «дьяволом полдня». Есть такое французское выражение, которое условно можно перевести как «роковая женщина». Знаете, когда в жизни солидного мужчины, у которого хорошая работа, семья, положение в обществе, вдруг появляется молодая женщина и переворачивает всю его размеренную жизнь с ног на голову! Вот у меня было так же…
Амбициозные задачи
Жан-Клод говорит, что почти каждый день продолжает узнавать что-то новое о России. Например, он не представлял, что Петербург настолько красив или что россияне едят мороженое на улице даже зимой! В Швейцарии на человека, который в двадцатиградусный мороз с удовольствием уплетает холодное лакомство, посмотрят в лучшем случае с недоумением. Еще Жан-Клода порадовало, что в России старики остаются в семье. По его словам, в Швейцарии пожилых людей, как правило, отправляют в дома престарелых.
Впрочем, времени знакомиться со страной у Квине не так уж и много. Сейчас перед ним стоит несколько амбициозных задач, которые требуют огромной работы. Во-первых, он должен наладить для «Ракеты» производство механизма автоподзавода. Ведь сейчас большинство покупателей не хотят каждый день заводить свои механические часы. Конечно, есть люди старой закалки, которые привыкли заводить часы вручную, однако таких сравнительно немного. Во-вторых, Жан-Клод должен подготовить часы «Ракета» к прохождению международной экспертизы в швейцарской независимой лаборатории «Дюбо». Там экспертизу проходят часы со всего мира - проверяется, насколько механизм точный, крепкий и долговечный. При успешном прохождении испытаний выдают соответствующий сертификат. Жан-Клод уверен, что только с международными свидетельствами, доказывающими качество продукции, «Ракету» можно будет успешно продвигать дальше.
- В мире мало широко известных, узнаваемых, модных русских брендов, и я буду рад приложить свои усилия, чтобы российские часы были оценены по достоинству, - с улыбкой заключает Жан-Клод Квине.
Юлия ЛИ
12.10.2015