Болевая точка
Мигрантам тут не место
В Петербурге процветают незаконные общежития для иностранных граждан
На прошлой неделе главный прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко, выступая перед депутатами ЗакСа, предложил сделать в расселенных домах общежития для мигрантов! Точнее - заставить работодателей, которые их нанимают, ремонтировать и приспосабливать для проживания мигрантов расселенные дома. Инициатива прокурора понравилась далеко не всем, но ведь, согласитесь, в ней есть рациональное зерно. Раз уж нанимают иностранных граждан, то пусть за свой счет и обеспечивают для них нормальные условия для жизни! В противном случае мы все равно получаем те же общежития в расселенных домах, только нелегальные.

Кто в «теремочке» живет?
В прокуратуре города отмечают, что «практика незаконного заселения в расселенный и частично расселенный жилой фонд существует на территории всего города». Обычно этому способствуют сами сотрудники управляющих компаний, в ведении которых находятся аварийные дома. Надо думать, глаза на «лишних жильцов» закрываются не безвозмездно! А в итоге расселенная общага или коммуналка становится прибежищем для мигрантов, не имеющих средств снять комнату получше.
В УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нам сказали, что таких домов в городе десятки. Особенно часто «стихийные общежития» появляются в частично расселенных зданиях. Ведь когда дом расселен полностью, его должны привести в условия, невозможные для проживания. То есть обесточить, отключить от воды, газа и отопления. Однако в Петербурге хватает аварийных домов, где часть квартир пустует, а часть все еще занимают собственники. Обычно это связано с тянущимися судебными тяжбами или с тем, что собственников не устраивает вариант, предложенный для переезда. А пока в доме остаются официальные жильцы, отключить его от коммуникаций нельзя. Этим и пользуются те, кто наживается на сдаче освободившихся комнат приезжим.
На днях один из таких «приютов для мигрантов» сотрудники УФМС обнаружили по адресу: проспект Римского-Корсакова, 3. Корреспонденты «Смены», отправившиеся в рейд вместе с инспекторами, оценили масштабы явления. Шутка ли - целых три этажа дома оказались полностью заселены незаконными жильцами!
В тесноте, да не в обиде
В шесть утра миграционную службу здесь никто не ждал. Один гастарбайтер даже попытался удрать через окно - инспекторы в последний момент схватили его на карнизе. Всего в трех огромных коммунальных квартирах оказалось 65 иностранных граждан.
Условия в мигрантском общежитии спартанские. В одной комнате теснятся от четырех до семи человек, в одной квартире - 20 - 25 человек. Дом старый, дореволюционный, и в комнатах еще сохранились остатки былой роскоши - например, изящная лепка на потолке. Но в остальном обстановка весьма бедная: облупившаяся мебель, почерневшие от времени кастрюли, протертая чуть ли не до дыр ванна. Несколько окон разбиты, и рамы в этих местах заклеены пленкой. На кухне стоит газовая плита, к которой страшно подойти. Ручки на плите сломаны и не поворачиваются, поэтому включить можно только все конфорки сразу с помощью общего вентиля на газовой трубе.
И все же, несмотря на скудность обстановки, видно, что новые жильцы устроились здесь основательно. Даже домашних питомцев завели - на входе в одну из коммунальных квартир нас встретила черная кошка! А обстановку некоторых комнат гастарбайтеры постарались облагородить цитатами из Корана в красивых рамках и большими настенными календарями.
Берегись пожара!
О съеме комнат в этом доме выходцы из Средней Азии узнавали по своему сарафанному радио.
- Мне земляки подсказали, где искать жилье, - признается Алиджан из Таджикистана. - Дали номер телефона, я позвонил, приехал азербайджанец на «Мерседесе». Мы с друзьями отдали ему деньги и заселились. Заплатили 15 тысяч за комнату на шесть человек.
Остальные жильцы тоже отдавали за койко-место в комнатах примерно по 2,5 - 3 тысячи рублей в месяц. Выходило сравнительно дешево, и при этом не нужно было отдельно платить за коммунальные услуги. Поскольку квартиры считаются расселенными, подключения к коммуникациям производились незаконно. Работающих счетчиков в квартирах, конечно, нет, и остается только догадываться, сколько на самом деле света и воды уходит на такое количество неучтенных жильцов!
- Прибавьте к этому еще опасность пожара в подобных незаконных общежитиях! - говорит Вячеслав Головенько, заместитель начальника отдела по организации иммиграционного контроля УФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти. - Коммунальные службы, обесточивая расселенную квартиру, обычно обрезают и изолируют провод, ведущий к ней. А когда туда после этого вселяются иностранные граждане и незаконно подключаются к коммуникациям, они сами тянут провод, сами делают проводку. Соответственно, такая проводка наверняка сделана с нарушениями технических требований. Что, в свою очередь, может привести к короткому замыканию и к пожару. Ну а какая у них ненадежная газовая плита, вы и сами видели...
К сожалению, бороться с такими потенциально опасными незаконными общежитиями достаточно тяжело. С одной стороны, на них есть огромный спрос. С другой - организация мест проживания для иностранных граждан в частично расселенных домах уже давно превратилась в хорошо налаженный бизнес. Поэтому проверки надзорных органов дают, как показывает практика, лишь временный эффект - через какое-то время гастарбайтеры снова возвращаются в расселенный фонд.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА