Криминал

Сначала грабят земляков, а потом уже всех!

Большой наплыв иммигрантов из стран Средней Азии привел к появлению в Петербурге узбекских и таджикских преступных групп

В Петербурге растет число преступлений, совершаемых иностранными гражданами, - это недавно отметил в своем выступлении руководитель Главного следственного управления СК РФ по Петербургу Андрей Лавренко. По данным Следственного комитета, мигранты совершают у нас каждое шестое убийство и каждое третье изнасилование! Бьют тревогу и сотрудники МВД, которые борются с этнической организованной преступностью. Если раньше им в основном приходилось иметь дело с преступными группами из Закавказья, то в последние годы регулярно появляются преступники из числа среднеазиатских иммигрантов.



Тревожная тенденция
- За последние десять лет мы очень четко почувствовали большой наплыв мигрантов из стран Средней Азии, - констатирует Дмитрий Старков, заместитель начальника отдела по этнической преступности ОРЧ № 7 Управления уголовного розыска ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. - Лет десять назад группировок из граждан среднеазиатских республик, которые бы специализировались на грабежах и разбоях, в Петербурге почти не было. Возникали какие-то единичные случаи, но они были скорее исключением из правил. А сейчас в среднем за год в городе рождается пять - семь таких новых преступных групп, которые начинают совершать имущественные преступления.
В основном это выходцы из Узбекистана и Таджикистана. Промышляет грабежами и разбоями, как правило, молодежь, которая гонится за легкими и быстрыми деньгами. Кстати, давно замечено, что молодые ребята (как из среднеазиатских стран, так и с нашего Кавказа), приезжая в мегаполис, зачастую позволяют себе такое, чего никогда бы не сделали у себя дома! Ведь там они находятся под присмотром родителей и старейшин, а здесь, в большом городе, где прежнего контроля нет, зато есть много соблазнов, пускаются во все тяжкие.
Причем, как отмечают специалисты из уголовного розыска, поначалу эти банды грабят своих же земляков, надеясь, что те не пойдут жаловаться в полицию.
- Многие начинают с того, что отнимают выручку у честных работяг, - рассказывает Дмитрий Старков. - Соберутся компанией человек семь, приезжают, например, на Парнас, где строится новый микрорайон, и ждут на тропинке, по которой вечером идут гастарбайтеры. Выберут кого-нибудь, окружат и начинают зачищать карманы. Или действуют по наводке. Так, одна группа, которая была задержана в прошлом году, собирала информацию у местного выходца из Средней Азии, к которому земляки обращались за регистрацией. Он якобы помогал приезжим делать регистрацию, чтобы те сами не ездили в УФМС, а на самом деле был наводчиком. Мало того что люди платили ему по 15 тысяч рублей за оформление документов, так он потом рассказывал бандитам, что по такому-то адресу появилась новая семья иммигрантов. Жена работает продавщицей, муж выполняет отделочные работы по объявлению, и деньги у них уже в принципе появились - можно к ним ехать. Бандиты приезжали, вламывались в квартиру, отбирали деньги и ценные вещи...

Молчание потерпевших
Надо сказать, во многих случаях расчет бандитов оказывался верен. Их земляки боялись обращаться в правоохранительные органы. Дескать, мы же здесь чужие, регистрация у нас временная, а вдруг возникнут проблемы? Сами преступники, естественно, запугивали своих жертв, уверяя, что у них все в полиции схвачено.
- Для нас молчание потерпевших - большая проблема, потому что порождает латентную, скрытую преступность. Приходится убеждать пострадавших мигрантов сотрудничать с нами, чтобы они хотя бы заявление в полицию написали! - говорит Сергей Уваров, начальник ОРЧ № 7 УУР ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. - В противном случае, как показывает практика, безнаказанность преступников развращает. Потом они грабят уже не только своих земляков, а всех подряд! Это типичная ситуация. Правда, существуют такие банды, как правило, недолго - в среднем год-полтора. Так или иначе, они попадают в поле зрения полиции и распадаются после того, как «костяк» отправляют в места лишения свободы.
При этом, как отмечают сотрудники уголовного розыска, одна из главных трудностей при расследовании преступлений, совершенных выходцами из среднеазиатских республик, - языковой барьер.
- Когда мигранты, совершившие преступление или связанные с преступной группой, попадают в правоохранительные органы, они сразу же забывают русский язык! А по нашему законодательству иностранный гражданин имеет право давать объяснения на своем родном языке, - продолжает Сергей Уваров. - Приходится в каж­дом случае привлекать переводчиков, что называется, за отдельную плату.

Показательная статистика
Если говорить о конкретных цифрах, сейчас около 15 процентов от общего количества преступлений в городе совершается именно иностранными гражданами. Такие данные предоставили «Смене» в Главном следственном управлении СК РФ по Санкт-Петербургу. Среди мигрантов, которые совершили преступления, 48 процентов - это граждане Узбекистана, 22 процента - граждане Таджикистана, 11 процентов - граждане Украины и 7 процентов - граждане Киргизии. Анализ показал, что на счету приезжих каждое шестое убийство в Петербурге, каждое шестое преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека»), и каждое третье изнасилование!
- За 2012 год в Петербурге количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, по сравнению с 2011 годом возросло на 12 процентов, - отмечает Сергей Капитонов, старший помощник по связям со СМИ руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу. - Во многом такая тревожная ситуация обу­с­­ловлена большим количеством нелегальных мигрантов в городе. Они, не имея востребованной профессии, в условиях оторванности от культурных ценностей, языка, будучи немотивированными прилагать собственные усилия, чтобы занять достойное место в новой экономической и этнической среде, находят выход в пьянстве, в употреблении наркотических средств, насилии и встают на путь совершения преступлений.
Увы, вряд ли эта ситуация в ближайшее время кардинально изменится. Ведь, несмотря на ужесточение миграционного законодательства, четкого контроля и надзора за миграцией в России до сих пор нет. А в этих условиях борьба с этнической преступностью малоэффективна.

Юлия ЛИ
Рисунок Василия АЛЕКСАНДРОВА

12.10.2015