Честный разговор

Профессор МГУ Александр Кобринский: «Мы опять проводим опыты на людях!»

Известный историк уверен, что под видом борьбы с липовыми диссертациями пытаются уничтожить отечественную науку

В России набирает обороты скандал, связанный с поддельными диссертациями: Министерство образования лишило ученых званий 11 человек, большинство из которых - чиновники. В их работах обнаружены плагиат и другие нарушения. Идет проверка и многих других диссертаций, защищенных уже не чиновниками, а известными учеными.

Насколько правомерна такая показательная порка? Что стоит за борьбой с кандидатами и докторами наук? Об этом корреспондент «Смены» поговорил с профессором Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, координатором Московского городского отделения ЛДПР Александром Кобринским.

ВАК нарушает собственные правила
- Александр Львович, давайте сразу определимся: как вы вообще оцениваете уровень российского образования?
- Я бы сказал, что в нашей стране оно практически отсутствует. Если сравнивать нынешнюю школу со школой советских времен, то сегодня уровень знаний выпускников примерно соответствует тому, что знали прежние школьники после 7-го класса. А сейчас и вовсе происходит страшное - наше образование добивают. Вся эта громкая история с диссертациями - не что иное, как попытка опозорить профессорско-преподавательский состав, нашу науку и вызвать системный политический кризис!
- Но как же быть с плагиатом: он имел место?
- Решение о том, есть плагиат или его нет, принимает только суд. Простое техническое сравнение двух текстов еще не выявляет плагиат! Даже если они идентичны, выяснить, кто у кого списал, не всегда просто. И даже если что-то обнаружили нехорошее, лишение ученой степени не должно проходить в два дня. В процедурах Высшей аттестационной комиссии прописано: принять такое решение может только диссертационный совет, который присудил эту степень! Но никак не президиум. И если ВАК беззастенчиво нарушает собственные же законы, то о какой справедливости может идти речь? Более того, одного из тех, кто попал в этот черный список, лишили ученой степени еще до того, как она была присвоена! Абсурд: степени не было и нет, а имя опозорено… Еще один пострадал, потому что у него якобы фальшивый отзыв, но какая юридическая процедура определила, фальшивый он или нет? Кстати, сейчас этот человек готовит исковое заявление в суд. А кто вернет ему репутационные потери? Кто ответит в случае, если он выиграет суд? Кто будет наказан?

«Гробокопание нам не нужно»
- Интересно: к чему же такая спешка?
- Все это делается для того, чтобы показать, что российские ученые степени по сравнению с западными - полная ерунда! Наш замминистра образования - по науке, между прочим! - Игорь Федюкин не имеет ученой степени, полученной в Российской Федерации. Он привез свое звание PhD из Северной Каролины. Ну в какой стране это возможно? Наукой руководит человек, который не имеет научного признания в своем государстве, и не очень понятно, как долго он работал в системе российского образования.
- Но ведь вы, насколько я знаю, тоже учились на Западе?
- Да, после окончания МГУ имени М. В. Ломоносова - в Йельском университете. Я действительно знаю, как проходит обучение наших на Западе и что ему сопутствует. Поэтому уверен: все происходящее в значительной степени контролируют некоторые члены так называемого Координационного совета оппозиции. Сначала опорочили мелких чиновников. Потом - покрупнее. Потом - еще покрупнее. А тут уже и до политического кризиса в стране недалеко. Для чего заниматься «гробокопанием»? Еще в советские времена масса степеней у нас была присвоена, скажем так, некорректно. Так давайте углубимся в 60-е годы, посмотрим, что там у кого неправильно написано… Нужно менять систему. Так займитесь этим - это ведь как раз прямые обязанности Министерства образования!
- Видимо, вот они и пытаются с чего-то начать…
- Да уж, года нет, как сменилась команда в Минобразования, а уже одни скандалы! Вопрос с поддельными диссертациями не так сложно решить на самом деле. Вот хоть один путь: запретите принимать к защите диссертационные исследования, если человек не отработал в системе высших образовательных учреждений или научно-исследовательских институтов более трех лет, если он не проходил обучение в аспирантуре или докторантуре. И все - у чиновников пропадет возможность даже выходить на защиту! В СССР партийные бонзы научных степеней не имели. Хотя и здесь есть вопрос. Ведь как в этом случае быть с равноправием граждан, гарантированным Конституцией страны?

«Антиплагиат» - не панацея
- Давайте вернемся к вопросу о плагиате. По большому счету это клеймо на всю жизнь, ведь получается как в скверном анекдоте: «То ли он украл, то ли у него украли - словом, была там какая-то неприятная история». Это действительно распространенное явление в современной науке?
- Вот вам реальная история плагиата. Жил-был декан, завкафедрой одного вуза. У него было много учеников. И много идей - он ими охотно делился. Ученики писали кандидатские, используя мысли своего учителя. А он все никак не мог сесть за док­торскую. И наконец решился. Написал. Так вот, если прогнать его работу через «Антиплагиат», она на 50, а то и на 80 процентов окажется «списанной». Его ученики-то раньше кандидатские защитили! Мир науки очень непрост, и нельзя лезть туда грязными лапищами. Или человек писал статьи в «местных», вузовских журналах или изданных за свой счет сборниках. Позже он защитил диссертацию. И тут оказалось, что кто-то на основе его работ уже защитился на год или пару лет раньше, а система «Антиплагиат» покажет, что он «негодяй» и списал свою работу у реального «вора». Нечто подобное произошло в 80-е годы с моей мамой, и ей дважды пришлось писать диссертацию. Ее практически законченную работу научный руководитель дал «почитать» другой аспирантке, и та защитилась первой. Нужно серьезное исследование, прежде чем кого-либо обвинить. И делать это публично недопустимо - ведь есть вероятность ошибки! А жизнь будет сломана не только у этого человека, но и у его близких и детей. Для «гробокопателей» это лишь фамилии, для меня же это живые люди!
- Да, в таких случаях разобраться действительно сложно. И система «Антиплагиат» - не панацея, получается?
- «Антиплагиат» - это совсем, совсем не панацея. Она выделяет куски текста, которые уже встречались в работах ранее. Что помешает автору сесть и планомерно переставить слова местами, подобрать синонимы? Кстати, уже есть и такие программы! И вот перед нами уже новехонькая оригинальная работа! Да и что такое «Антиплагиат»? Это система, разработанная на Западе якобы специально для наших нужд. Ну да, конечно, нашелся добренький дядя, безо всякой задней мысли адаптировал программу под кириллицу и презентовал России! Она нигде не тестировалась, никакие исследования не проводились. Ну почему весь мир ставит опыты на мышах и только мы вот уже сто лет - на людях? Подумаешь, жизнь кому-то сломаем!
Хватит революций!
- Такому ученому, скорее всего, придется уйти из науки…
- Такому ученому, вполне возможно, придется уехать из страны! Мы всячески людей к этому подталкиваем, готовим очередную волну эмиграции. Там им будут рады: мозги же приедут! В конце концов, хотите лишать степеней - делайте это спокойно: абсолютно все ученые будут в курсе, что ВАК ужесточает политику, принимает меры. А зачем всему миру-то знать подробности? Если высунуться из окна и орать, что у тебя в квартире свинарник, муж - сволочь и дети глупые, в квартире чище не станет. А то ведь можно еще взяться и за дипломы о высшем образовании - большинство дипломных работ списаны, и мы с вами это знаем. Давайте проверим их - и будем лишать людей высшего образования! Революционность у нас в генах сидит! У нас на глазах Россия превращается в страну стукачей и негодяев. Нужно преодолеть конфликтное мышление!
- А как вы относитесь к предложению сделать диссертации «прозрачными» - выкладывать их в Интернете: кандидатские - за три месяца до защиты, докторские - за пять месяцев?
- Во-первых, это нарушение авторского права. А во-вторых, вы представляете, кто будет судить об этих работах? Блогеры, конечно! Какие-то трухлявые бакалавры, бездельники или люди, которым заплатили за рвение. Почему они не открывают своих имен и адресов? Вот я - профессор, все знают, где и когда меня можно найти. А эти, по ту сторону компьютера, - откуда у них столько времени, чтобы писать свои отрыжки? Вообще-то, раньше это называлось анонимками, и их никто не рассматривал. Теперь блогеры-анонимщики стали чуть ли не совестью нации! Все время хочется сказать: «Гюльчатай, открой личико!» А то вдруг там не личико, а рыло.
- Ну некоторые-то имена известны!
- Это да. Например, один из самых активных блогеров, описывающих сейчас ситуацию в МПГУ и МГУ, - просто неудачник и скандалист. Его в свое время выгнали из обоих университетов. Сейчас он главным смыслом жизни сделал месть обоим вузам и их работникам за собственную несостоятельность… Что касается предварительной публикации диссертаций - какая благодатная почва для шантажа появится! Вот уж тут точно никогда не разберешься, кто был первым, а кто вторым, где здесь плагиат. Профсоюз мошенников поставит золотой памятник тому, кто примет это решение! Все это ведет к уничтожению российской науки и российского образования. И в конечном счете к потере страной суверенитета. Обществу следует очень серьезно задуматься над происходящим - пока еще не поздно. А Министерство образования в нынешнем его виде должно быть основательно реформировано. И начинать все проверки следует с чиновников данного министерства. Иначе возникает вопрос: а судьи кто?

Софья МИХАЙЛОВА

12.10.2015