Скандал

Дело Марии Аристарховой: cледствие ведут… психиатры?

84-летняя петербурженка, жаловавшаяся в полицию на соседей-наркоманов и оказавшаяся в итоге в психбольнице, в четверг вечером вышла на свободу. Врачи признали ее абсолютно здоровой. Но кто ответит за необоснованную госпитализацию?

Две недели назад ветерана войны и труда Марию Ивановну Аристархову гос­питализировали в психиатрическую больницу, пригрозив: не поедешь сама - увезем силой. До этого пенсионерка закидывала местное отделение полиции жалобами на своих соседей-наркоманов, которые уже пять лет держат в страхе весь дом. В Психиатрической больнице Св. Николая Чудотворца не нашлось ни одного врача, кто бы смог подтвердить «невменяемость» или «недееспособность» Марии Ивановны, - никакой диагноз ей в итоге не поставили. Для осмотра 84-летней пенсионерки собирали консилиум из семи врачей - ну не анекдот ли? Те спрашивали ее не только о самочувствии, но и о том, читала ли она «Смену»… После того как дело получило большой общественный резонанс, бабушку освободили. Причем в больнице даже предложили подвезти ее до дома. «Нет уж, спасибо! - ответила Аристархова. - Я как-нибудь сама!»

«Госпитализирована в связи с конфликтной ситуацией»
Найти доказательства «сумасшествия» Марии Ивановны пытались долго. Причем удивительными методами. Накануне в ТСЖ дома № 72/1 по Бухарестской улице пришло письмо из больницы, подписанное заместителем главврача по лечебной работе гражданином Денисовым, заведующей 1-м отделением гражданкой Батуновой и лечащим врачом гражданином Козловым. Это письмо потрясло и руководство ТСЖ, и родственников Аристарховой, и нас, журналистов «Смены».
«В Психиатрической больнице Св. Николая Чудотворца находится Аристархова М. И., 1928 г. р. <…> Ее госпитализация в больницу связана с конфликтной ситуацией, сложившейся у нее с соседями по дому… Просим вас сообщить, осуществлялись ли проверки по жалобам Аристарховой, и если да, то каковы их результаты…»
Все трое - Денисов, Батунова, Козлов - поставили под письмом свои подписи, само письмо заверено печатью.
Вообще-то по закону гос­питализация в психиатрическую клинику возможна только при наличии соответствующего заболевания. И когда три психиатра, находясь, несомненно, в здравом уме, пишут, что «госпитализация связана с конфликтной ситуацией», это вызывает изумление. Может быть, вышеназванные граждане не в курсе, что в Уголовном кодексе есть статья 128-я «Незаконное помещение в психиатрический стационар», предусматривающая ответственность вплоть до 3 лет лишения свободы?
- Из бумаги следует, что факт конфликта с соседями работниками медицинского учреждения установлен, то есть Аристархова госпитализирована не в связи с заболеванием, а именно в связи с конфликтной ситуацией! - подчеркивает юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова. - Нельзя исключить, что участники этой истории превысили свои должностные полномочия.

Без очков, документов и зубной щетки
Сейчас Мария Ивановна находится у родственников - приходит в себя после всего, что произошло. Вспоминая «Пряжку», смеется: теперь все это кажется каким-то недоразумением. Но в психушке-то было не до смеха.
- В моей палате было от силы человека два-три вменяемых. Остальные уже потеряли связь с реальностью. Выжившие из ума бабушки, даже девушка молодая была. Помню, она все сидела на кровати и в ладоши хлопала. Страшно, конечно.
Оказалось, что Мария Ивановна в первые два дня не знала, где находится: врачи не сказали ей, куда везут. А когда привезли, не стали тратить время на объяснения.
- Невестка пришла меня навестить, я говорю: «Слава богу, хоть не на Пряжке!» А она: «На Пряжке, бабушка…» Я вся аж похолодела, такой был шок.
У Аристарховой забрали все документы еще дома. В машину скорой помощи, которую вызвала участковая 47-го отдела полиции, ее погрузили так быстро, что она не успела взять с собой ни мобильного телефона, ни даже зубной щетки.
- Пришли три таких амбала - видимо, санитары. Очень грубо разговаривали - не церемонились, - вспоминает Мария Ивановна. - Я как раз на кухне свеклу варила, не успела даже воду из кастрюли вылить, как меня взяли и повели. Участковая обещала ехать вместе со мной, но только ручкой в окошко помахала.
А в палате у Аристарховой в первую очередь зачем-то отобрали очки.

Что делать с «нехорошей квартирой»?
Сейчас Мария Ивановна, ее сын и невестка - в раздумьях. Хотят добиться возбуждения уголовного дела: за эти две недели семья Аристарховых пережила настоящий кошмар. Юристы Общественной приемной Балтийской медиа-группы обещают помочь. Работа уже началась.
Вот только что делать с соседями? За эти две недели «нехорошая квартира» никуда не испарилась.
- Эти люди действительно всем мешают! - рассказала «Смене» управляющая ТСЖ дома № 72/1 Лариса Нестеренко. - Видеонаблюдение в подъезде фиксирует все, что происходит внутри: инициаторами всех беспорядков являются жильцы, с которыми так активно боролась Аристархова. Курят на лестнице, шумят, бьют бутылки, а однажды даже напали на плотника, когда тот попытался починить оконную раму.
А ведь Мария Ивановна скоро вернется домой... Что ее там ждет?

Анна ЖАВОРОНКОВА

От редакции.
Газета «Смена» обращается в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку законности госпитализации Марии Аристарховой и удержания ее в психиат­рическом стационаре на протяжении 11 дней. Мы также направили соответствующие письма в Министерство здравоохранения РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге. Кроме того, редакция надеется, что Главное управление МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведет тщательную проверку работы 47-го отдела полиции.

12.10.2015