Продолжение скандала

Дело Марии Аристарховой

Так кто же действительно нуждается в госпитализации?

Санитары, забиравшие 84-летнюю старушку, жаловавшуюся на шум
и кислотный запах в подъезде, похоже, ошиблись дверью.
Возможно, отправлять в дурдом надо было не ее,
а соседей-наркоманов, которые, как выяснилось, считают себя тиграми


Звучит дико, но случай, происшедший с ветераном войны и труда Марией Аристарховой, необоснованно госпитализированной в психиатрическую больницу, объединил жильцов первого подъезда дома № 72/1 по Бухарестской улице: впервые за много лет люди пришли на собрание и, не боясь, ставили подписи под жалобой на своих соседей-наркоманов, которая недавно была отправлена в 47-й отдел полиции Фрунзенского УМВД. Этот документ попал и в редакцию «Смены». Вот что пишут жильцы: «Они (то есть соседи) не просто мешают нам жить, они представляют для нас опасность… На лестнице грязь, окурки, плевки, шприцы; на балконе - «дискотеки» и ругань». На минувшей неделе в доме побывали начальник 47-го отдела полиции и сотрудники Госнаркоконтроля. Однако ни те ни другие в «нехорошую квартиру» так и не попали - не дозвонились. Ушли, проронив свое фирменное «примем меры».

В парадной завелись тигры
Соседи Марии Ивановны рассказали в письме шокирующие подробности жизни подъезда. Оказывается, обитатели «нехорошей квартиры» не только нападали на плотника, били бутылки и окна в своей парадной - они еще и устраивали настоящие шоу. «Имел место случай, когда один из них - молодой парень - стоял в парадной на четвереньках и рычал. Наверное, думал, что он тигр», - пишут жильцы дома № 72/1 по Бухарестской улице. Этот случай не единичный. «Тот же человек лежал в сугробе около парадной невменяемый, при этом совершенно без одежды, в какой-то рубашонке, на виду у прохожих», - указано в письме. Возмутители спокойствия очень любят собирать у себя друзей по ночам. В связи с этим входная дверь в подъезд периодически выламывается. Управляющая ТСЖ только руками разводит - ведь в такой ситуации дверь менять просто бесполезно.
Если госпитализация Аристарховой, как сообщали врачи психиатрической больницы Св. Николая Чудотворца, была связана с «конфликтной ситуацией, сложившейся у нее с соседями по дому», то в случае с «тиграми» все гораздо проще: похоже, их спокойно можно забирать в дурдом как буйных. И все по закону.

Участковая «опиралась на букву закона»
Поступок участковой, решившей, что Аристархова не в себе, в 47-м отделе не комментируют. Но, как нам стало известно, ее действия почему-то признаны правомерными - так решило начальство Фрунзенского УМВД. На собрании жильцов дома № 72/1 сама Мария Таргонская заявила, что «опиралась на букву закона», в разговоре ссылалась на то, что работает в 47-м отделе совсем недавно. Однако, судя по погонам, участковая уже дослужилась до чина капитана, и в полиции она явно не первый день. Почему же психиатры с ее подачи были вызваны к ветерану, а не к наркоманам?
С целью проверки законности госпитализации Аристарховой «Смена», как уже сообщалось, обратилась в различные инстанции. Среди них - аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, Генеральная прокуратура и Министерство здравоохранения. Мы обязательно добьемся, чтобы все участники этой истории - и сотрудники полиции, и медики - ответили за случившееся.

Таких историй - тысячи?
Кстати, случай Марии Ивановны, когда полиция не то что не помогла, а сделала только хуже, не единственный.
После выхода в «Смене» статей о деле Аристарховой в редакцию стали звонить люди, попадавшие в еще более страшные ситуации. Все они твердят одно: «На полицию надежды нет».
Петербуржца Михаила П. несколько раз забирали в психушку: его сосед по коммунальной квартире, бывший уголовник, делал все, чтобы стать полноправным владельцем жилплощади в центре города. Война между соседями продолжалась много лет. П. угрожали, ломали двери, громили мебель… Михаил Юрьевич работал художником-реставратором, в этой квартире у него была большая удобная мастерская, и отдавать ее он не собирался. Мужчина обращался в милицию, в прокуратуру - безрезультатно. «Чего же ты не меняешься? Надо меняться, как бы хуже не стало!» - говорили П., а потом в гости к нему пожаловали участковый и психиатр. В результате художник-реставратор стал пациентом психиатрической больницы. Там он провел полгода. Вышел с диагнозом - как с клеймом.
- И районная прокуратура, и городская мои жалобы спускали в местный 78-й отдел тогда еще милиции, а там их, похоже, даже не читали, - рассказал «Смене» Михаил Юрьевич. - В результате всего, что со мной произошло, я потерял работу и квартиру. А сейчас вообще живу на окраине.

Перемирие. Надолго ли?
Выходит, героине наших материалов Марии Аристарховой даже повезло: в психушке ее продержали лишь 11 дней, выписали без диагноза… Да и соседи затихли, в парадной никто не рычит - между квартирами негласное перемирие.
Однако Мария Ивановна чувствует себя словно на пороховой бочке: события прошлого месяца улягутся, успокоится пресса, полиция отчитается о «принятых мерах» - и все понесется по новой. Разорвать этот порочный круг пытаются родственники, добиваясь возбуждения уголовного дела против тех, кто стал инициатором госпитализации 84-летней пенсионерки. Родственники Марии Ивановны обратились в городскую прокуратуру. Ответа, а тем более каких-то действий с ее стороны, они пока не дождались.

Анна ЖАВОРОНКОВА

12.10.2015