Лица 100ТВ
Юрий Дормидонтов: «Программа «однажды утром» задает ритм дня»
«Дегустатор погоды» канала 100ТВ - образцовый оптимист, и свой оптимизм он передает телезрителям
Каждый будний день на протяжении пяти лет Юрий Дормидонтов приезжает к шести утра на канал 100ТВ, чтобы в рамках передачи «Однажды утром» рассказать петербуржцам о том, какая погода будет в городе. За это время он стал не только узнаваемым, но и родным для многих зрителей человеком: из простого прогноза погоды Юрий Володарович устраивает мини-спектакль, неизменно бодрящий и оптимистичный. Даже если за окном ливень и ветер, «дегустатор погоды» (так зовут Дормидонтова коллеги) умеет настроить на веселый лад, на рабочий ритм. А вот как ему это удается, Юрий Володарович рассказал «Смене».
Мостик между людьми
- Юрий Володарович, все привыкли, что телевизионный прогноз погоды на любом канале ведет женщина модельной внешности. Как вы решились сломать стереотип?
- Я думаю, что вместо показного и парадного петербуржцы больше тяготеют к чему-то человеческому, простому. Конечно, разговор о погоде - как бы нечто неважное, но, с другой стороны, это именно та тема, с которой люди начинают общение. Мостик между людьми, понимаете? Тема, которая всем понятна и всегда будет поддержана. Так к чему тут показуха и модельные формы?
- Когда вы в шарфе и шапке на фоне Невы говорите о погоде, создается впечатление, что вы парите над рекой, словно птица. Как создается такой эффект?
- Его создает моя любимая команда, которая делает на 100ТВ программу «Однажды утром». Я стою на балконе, и меня снимают особым образом. Впечатление, что я один среди стихий, - обманчивое. На меня работает целый коллектив. К тому же я, родившийся в городе на Неве и всю жизнь ему посвятивший, люблю парить над Невой. Когда я нахожусь на балконе, где идут съемки, я действительно чувствую себя птицей. Меня это не смущает, а только радует. Птицы, похоже, наше родство чувствуют: много лет прилетает синица и садится рядом ровно в шесть утра, частенько над головой кружатся чайки и вороны, а с Большой Невки доносится кряканье уток… Зрители 100ТВ не раз видели прилет журавлей, и мы даже считали их клинья, когда они - один за другим - разворачивались над «Авророй».
Надо радоваться!
- Однако за такое удовольствие приходится платить, ежедневно ставя будильник на пять утра!
- Это тоже стало радостью. Я вижу просыпающийся город. Это совершенно необычный ракурс, совсем другой Петербург. И люди другие, и Исаакий, и Адмиралтейство. Потом город просыпается, и они словно надевают привычные маски. А ранним утром Петербург загадочен, он позволяет почувствовать себя не только птицей, но и ангелом или человеком, который набросил на себя гоголевскую шинель.
- Мороз ли, жара - вы всегда найдете повод для того, чтобы подбодрить зрителей. Это установка или личное ощущение?
- Есть два способа жить. Один - когда все не нравится, все не устраивает и раздражает. Второй - когда радуешься, удивляешься, поражаешься и восхищаешься. Я считаю второй способ более продуктивным. Я выбрал радость и готов ею делиться. Мне лично нравится погода. Она очаровательна. Всегда. Она дает нам жить, дышать, любоваться звездами.
- А в ураган?
- Мы однажды попали в ураган во время передачи. Я и не подумал сказать, что погода отвратительная. Я радовался, что камера уцелела. Повторюсь: в жизни важно умение радоваться, а не умение, например, делать деньги. Погода - это ритм, который управляет жизнью. Я пытаюсь услышать этот ритм и задать ритм дня зрителям. Хочу, чтобы они услышали музыку дождя, музыку ветра, музыку скрипящего снега под ногами. Если мы слышим мелодии, которые создает природа, мы становимся чуткими, добрыми и умными. Моя скромная маленькая задача - помочь услышать эту мелодию.
Пятнадцатый Гулливер
- Юрий Володарович, за три десятка лет на сцене Театра марионеток имени Деммени вы переиграли множество ролей: зверюшек, королей, злодеев. Какой персонаж вам наиболее близок?
- Гулливер. Спектакль о нем идет в театре с 1936 года - и не устаревает. Это наша «Синяя птица». Кукол, разумеется, реставрируем. Первый исполнитель этой роли ушел добровольцем на фронт и погиб в 1941 году в бою за деревню Алеховщина. А я - пятнадцатый Гулливер. Еще я люблю играть Летчика в «Маленьком принце». Этот спектакль учит, что причины всего - у нас внутри. Монолог с самим собой очень важен. Надо узнавать про себя от самого себя, а не бегать к психоаналитикам. Неверие в свои силы и тяга к разным подпоркам стали просто поветрием.
- Но у некоторых ваших зрителей есть основания не очень-то верить в свои силы. Я имею в виду театр «Куклы», в котором вы выступаете в последнее время перед детьми-инвалидами.
- Они многое могут, и мы им в этом помогаем. На спектакле «Добрый слон» мы даем слабовидящим ребятам подержать кукол в руках, они узнают, какие хотя бы на ощупь звери. Для слабослышащих у нас весь спектакль построен на жестах и мимике. Проблему для детей с нарушениями движения мы решили кардинально: у нас всегда ребята располагаются на огромных пуфиках, могут лежать, сидеть и кувыркаться - в такой обстановке не отличишь, кто может ходить, а кто нет. Они все на равных. Так почему бы им не верить в свои силы? Главное - не «отграничивать» больных от здоровых.
- Юрий Володарович, вы ведь еще один из самых знаменитых Дедов Морозов Петербурга. Говорят, это чрезвычайно утомительное занятие?
- Это занятие чрезвычайно благодарное. Я каждый год прихожу в этом сказочном облике в детский реабилитационный центр на Сампсониевском проспекте. Один раз девочка пожаловалась мне, что хочет рисовать, но не может: ей трудно сидеть. «Так рисуй лежа!» - сказал я ей. Через год прихожу, а она мне: «Дедушка Мороз! Я в конкурсе рисунков победила, смотри!» И протягивает рисунок. Разве это не лучший подарок на свете?!
Людмила АНДРЕЕВА
И это все о нем
Юрий Дормидонтов родился в 1956 году в Ленинграде.
Окончил актерский факультет ЛГИТМиКа и режиссерский - Института культуры.
С 1982 года - ведущий актер Театра марионеток имени Е. С. Деммени. В последнее время выступает также в интеграционном театре «Куклы».
Более пяти лет - ведущий прогноза погоды на телеканале 100ТВ.