Премьер - легенда

«Железная» навсегда

Маргарет Тэтчер ненавидели свои и чужие, но уважали как величайшего политика

Во времена, когда еще советский народ дружно читал газеты, а в школах проводились увле­кательные политинформации, я собирал подшивку этих самых газет, по которым иногда информировал других учеников класса о событиях, происшедших в мире.

Подшивку почему-то до сих пор не выбросил, а достал ее на днях впервые за два десятка лет. Умерла Маргарет Тэтчер, «железная леди», как раз и олицетворявшая эпоху, когда я, да и не только я, подшивал газеты.

Вот номер центральной газеты, датированный 1989 годом. Фотография генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Жмут друг другу руки, улыбаются. Кажется даже, что искренне. Именно во времена горбачевской перестройки Тэтчер перестала клеймить нашу страну, чем занималась до этого на протяжении всей своей политической карьеры. Да и «железной дамой», переведенной «Таймс» как «железная леди», ее впервые назвали в советской газете «Красная звезда». С этим прозвищем она прожила до этого апреля. Все, хватит о газетах.
Тэтчер, более одиннадцати лет возглавлявшую британское правительство, знали в Советском Союзе все, включая школьников. Новости о ней чуть ли не ежедневно сообщала программа «Время». «Железная леди», по сути, жила и в каждой советской квартире, пусть и в образе врага нашей страны. Впрочем, почему в образе? Она и была врагом наряду с американскими президентами, в отличие от нее - сменявшимися. Так что ничего странного - в СССР прекрасно понимали, что врага нужно знать в лицо. Правда, этого врага - в строгом костюме и с прической, не менявшейся, кажется, никогда, - уважали. Сильно уважали, возможно сильнее всех. Тэтчер была невероятно сильным политиком и сильным человеком.
Кому-то даже наверняка казалось, что женского в ней ничего нет, кроме облика. Если Советский Союз она била словом, то других порой убивала делом - например, именно по ее приказу Великобритания начала Фолклендскую войну 1982 года с Аргентиной. Но железной она была и по части внутренней политики. Иначе и не возглавила бы однажды Консервативную партию.
Правление Тэтчер сопровождалось постоянным ростом налогов, а также сокращением расходов на социальную сферу и развитие образования. И это при том, что на премьерский пост она шагнула с довольно мирной должности министра просвещения и науки. Да, она правила во время глубокого экономического кризиса в своей стране, а потому и шла на единственно верные, с ее точки зрения, но непопулярные в народе меры. Дошла до того, что «отняла» у британских школьников от семи до одиннадцати лет бесплатное молоко. Но даже «посягательство» на детей долгое время не мешало ей оставаться на плаву. Слишком многие ее ненавидели даже на родине. Ненавидели и… голосовали за консерваторов, то есть за Тэтчер! Хотя столь низкого рейтинга среди британцев, как у нее, не было ни у одного из послевоенных премьеров.
По сути, великая Тэтчер, а впоследствии баронесса Маргарет Хильда Тэтчер была даже не «железной леди», а диктатором. Да-да, не меньшим диктатором, чем те, кого Штаты так любят свергать. И пусть свои решения она формально проводила через парламент, но какое это имело значение, если в нем было консервативное большинство? Не будь у британского премьера авторитарных, диктаторских замашек, не было бы у него и столь бешеной популярности в мире, и столь крепкой власти в Британии.
Но, как и все диктаторы, она в конечном итоге перегнула палку. Не почувствовала момент, когда дальше урезать расходы на «социум» было нельзя. Не слушала коллег по партии в вопросах интеграции с континентальной Европой. И в итоге ее свергли свои - консерваторы. И «железная леди» превратилась просто в пенсионерку, навсегда покинув здание на Даунинг-стрит, 10.
В последнее время она сильно болела, плохо себя чувствовала. Даже фильм «Железная леди», снятый полтора года назад, ей совсем не понравился. Хотя Мерил Стрип в главной роли была убедительна. К своим похоронам Тэтчер готовилась. Она хотела, чтобы на них присутствовала королева Елизавета II и Михаил Горбачев. Наверное, на той фотографии в газете она улыбалась искренне.

Даниил ОРЛОВСКИЙ

12.10.2015