...И радуются ангелы
Крестным ходом Пасха не кончается
Вчера православные отметили свой главный праздник,
однако праздничные перезвоны и походы в гости с куличами -
еще впереди, ведь наступает Светлая седмица
Нелегкое испытание выпало на долю тихвинцев перед Пасхой - еще неделю назад многие опасались выйти из домов, а те, что выходили, передвигались по городу на резиновых лодках: виноват весенний паводок. Но земля высохла - с большой водой Тихвин справился. Аккурат к Пасхе. Эти места - непростые. Меньше чем в километре друг от друга стоят два монастыря - Богородичный Успенский мужской и Введенский женский. Первый знаменит своими святынями, второй только-только начинает восстанавливаться - стараниями двух монахинь, матушки Тавифы и матери Неонилы, живущих здесь круглый год. Корреспонденты «Смены» побывали у них в гостях и узнали, как встречают Пасху в монастырях.

Страстная седмица - горячая пора
- Мы решаем, а Бог распоряжает, - говорила настоятельница монастыря игуменья Тавифа, имея в виду наводнение. Говорила, а заодно - бегала по небольшой монастырской кухне, снимала с полок гигантские кастрюли и командовала, что куда положить, где надо помыть, как разогреть…
В Страстную седмицу матушке Тавифе и присесть некогда: на ней и организация пасхального богослужения, и встреча гостей - а на праздники в монастырь их приезжает немало, - и подготовка праздничной трапезы. Каждые пять минут ей звонят, и всем она отвечает одинаково:
- Приходите к нам на службу - не пожалеете! И ничего не бойтесь, ни плохих дорог, ни ветра. Праздник же!
К празднику в монастыре, понятное дело, красят яйца - варят в луковой шелухе, делают творожные пасхи, перетирают миндаль и, конечно, разделывают рыбу - одно из основных блюд трапезы. На кухне помогают трудники, приехавшие из города. Для мирских тут строгие правила: день проводишь в молитвах и труде, на любую работу спрашиваешь благословения матушки, трапеза раздельная - мужчины и женщины сидят за разными столами. Правда, в честь праздника для них сделано исключение. Столы сдвинуты буквой «П» - прямо как на деревенской свадьбе, только гармониста не хватает.
Белоснежные ризы и куличи в бисере
Территория Тихвинского Введенского женского монастыря - небольшая. Надвратная церковь, собор, сестринский корпус, домики для трудников и банька - вот и все богатство. Когда-то эта земля была одним из главных духовных центров Русского Севера, а теперь - полузабытая обитель с ветхими и полуразрушенными каменными храмами, которую пытаются восстановить две монахини и их дочки-школьницы, взятые из детдома. В одном из тех храмов - большой Надвратной церкви - и проходят все службы. Пасхальная не стала исключением.
Специально для этого из соседнего скита приглашен батюшка - отец Иннокентий, ведь женщинам по уставу запрещено вести службу. В храме, где она проходила, хоть и тесновато, зато все свои. Рядом стоят те, с кем весь день трудился, в колокола - их у монастыря четыре - бьет десятилетняя дочка матушки Тавифы, а хористы стоят прямо среди молящихся - так, что можно заглядывать в ноты и подпевать, - никто не прогонит. Праздничная служба, которую в монастыре ждали целый год, прошла, как всегда, камерно, по-домашнему. Как не похоже это на праздничные помпезные богослужения в питерских соборах, куда во время литургии то и дело заходят люди, но не затем, чтобы достоять до конца, а так - на минутку, свечку поставить.
Конечно, в Казанском или Исаакиевском все проходило роскошнее. Даже служба в соседнем Успенском соборе Тихвинского мужского монастыря была не в пример краше той, что читалась во Введенском: просторный храм, батюшки в роскошных белых ризах и мощный хор, состоящий из 20 сильных мужских голосов. Сюда приезжали специально из Питера - послушать службу и поклониться Тихвинской иконе Божьей Матери: люди говорят, она исцеляет. Столы у входа в Успенский ломились от угощений: цветные яйца, пасхи, куличи, и все как на подбор - круглые, румяные, некоторые украшены мелким бисером и цветами.
Впереди - «сытное время»
Пасхальное богослужение имеет свою символику и свои правила, о которых известно, увы, не каждому, кто празднует Христово Воскресение.
Все начинается утром накануне, когда проводится литургия, завершающая Страстную седмицу. Во время нее верующие могут исповедаться и причаститься - вкусить хлеба и вина, которые символизируют тело и кровь Христовы. После литургии люди отправляются по домам - готовиться к ночной службе. После шести вечера - строгий пост, ни пить, ни есть нельзя. Но это касается лишь тех, кто собирается причащаться ночью. В десять вечера люди еще раз собираются на исповедь, чуть позже начинается чтение так называемой полунощницы, а в полночь - крестный ход. После трехчасовой службы прихожан ждет трапеза, и всю следующую неделю - Светлую седмицу - православные празднуют Пасху.
- Дорогие братья и сестры! - обратился к верующим за трапезой отец Иннокентий. - Многие люди во время Великого поста развлекаются, наедаются от пуза, а в Светлую седмицу берутся вдруг за голову и начинают поститься, читать Псалтырь и выдумывать себе проблемы - это в корне неправильно! В Пасху грешно поститься и горевать - надо вкушать пищу и веселиться, ведь пост остался позади. Так поздравим друг друга: Христос Воскресе!
Впереди у нас - теплое и, как сказал отец Иннокентий, «сытное время»: еще предстоит прожить Светлую седмицу и отпраздновать Красную горку. А что делать дальше - каждый решит сам, главное, чтобы следующую Пасху он встретил с чистой совестью и легким сердцем.
Анна ЖАВОРОНКОВА,
Тихвин - Петербург
Фото автора