Честный разговор
Что стоит за отставкой Суркова?
Политолог, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра - о подоплеке ухода вице-премьера
Еще недавно его называли «серым кардиналом Кремля». Владислав Сурков, долгие годы считавшийся одной из ключевых фигур российской политики, в последние месяцы стремительно терял влияние. И вот - громкая отставка, которая стала самым обсуждаемым событием минувшей недели. О том, что к ней привело и что за ней последует, мы беседуем с известным петербургским политологом, профессором СПбГУ Дмитрием Гаврой.
Ушел, чтобы не уволили
- Дмитрий Петрович, насколько неожиданной для вас стала отставка Владислава Суркова?
- Я бы назвал ее «ожидаемой неожиданностью». Неожиданной она стала потому, что произошла в необычном контексте: ей предшествовало громкое совещание в Кремле, на котором президент раскритиковал правительство, публичная перепалка Суркова с «рупором» Следственного комитета Владимиром Маркиным, лекция Владислава Юрьевича в Лондоне… Однако, судя по поведению главы аппарата правительства и тем комментариям, которые он давал в прессе, для него решение написать заявление об отставке было хорошо продуманным и спланированным.
- Количество версий этой громкой отставки - огромное. Какой придерживаетесь вы?
- Мне наиболее близка версия, озвученная пресс-секретарем президента Путина Дмитрием Песковым, - о том, что заявление об уходе было написано в контексте подготовки совещания, которое проводил глава государства. Как известно, именно Владислав Сурков, как глава аппарата правительства, отвечал за организацию исполнения указов президента. Поэтому вполне очевидно, что он - первый человек, который мог быть уволен за недоработки (помимо, естественно, самого премьер-министра, что сейчас маловероятно). Именно Сурков определял также повестку дня правительства, курировал взаимодействие с регионами, занимался законотворческой работой… Вполне очевидно, что когда президентские указы не исполняются - кто-то должен за это ответить. Владислав Юрьевич написал заявление об уходе по собственному желанию, так как в противном случае его просто должны были уволить. Рано или поздно.
«Он создавал архитектонику российской политики»
- В то же время многие считают, что громкое совещание в Кремле было лишь поводом для отставки, а ее истинные причины лежат гораздо глубже…
- Владислав Сурков - человек политически дальновидный и искушенный. Он хорошо понимал, что правительство в ближайшее время в отставку отправлено не будет, а экзекуции будут точечными. И он, как единственная кроме Медведева политическая фигура в правительстве, - отличный кандидат на такую экзекуцию. Этим и обусловлено его решение уйти именно сейчас. В целом если мы проанализируем политическую карьеру этого человека, то такой итог, назовем его промежуточным, окажется вполне логичным и закономерным.
Во время работы в Кремле Сурков, стоя рядом с Путиным, создавал архитектонику российской политики. Если пользоваться выражениями советского времени, которые снова вводятся в обиход современными политологами, он был членом «путинского политбюро». Конструирование «Единой России», выстраивание «вертикали власти», сложение и поддержание партийного «пазла» в Думе, обоснование концепции суверенной демократии, адресная работа с региональными элитами - вот неполный перечень макрополитических решений, участие в обосновании и реализации которых признают за Сурковым даже его политические противники.
После ухода в правительство вместе с Дмитрием Медведевым в 2011 году он стал заниматься принципиально иной работой - более исполнительской, чем организаторской. Более организационной, чем политической. Комплекс функций, которые он ранее исполнял, достался Вячеславу Володину, занявшему пост первого заместителя главы администрации президента. А Сурков, как известно, всегда имел свой взгляд на то, что происходит в стране, - иногда весьма отличающийся от «генеральной линии». Давайте вспомним заявления, которые он делал в декабре 2011 года, когда после думских выборов в Москве начались акции протеста. Владислав Юрьевич тогда сказал, что вышедшие на Болотную площадь люди - «важная часть общества, с которой Кремлю надо договариваться». Также он неоднократно говорил о том, что стране нужна мощная либеральная партия. Кстати, считается, что именно Сурков сыграл большую роль в либерализации политического поля к концу президентского срока Дмитрия Медведева. Однако после того, как в администрацию президента пришли новые люди, вектор политики в стране начал во многом меняться. Ведь это хорошо известно: политический курс определяет первое лицо, президент. Но характер этого выбора во многом формируется его ближайшим окружением. Теми людьми, которые организуют его информационное поле, планируют повестку дня, готовят решения, участвуют в совещаниях, докладывают о происходящем и т. д. и т. п.
Атака на «Сколково» -верхушка айсберга?
- А недавно разгоревшийся скандал вокруг «Сколкова» какую роль сыграл в этой отставке?
- С моей точки зрения, все-таки не определяющую, так как «Сколково» вряд ли можно считать макрополитическим проектом. Хотя как спусковой механизм его вполне можно рассматривать.
«Сколково» - одно из любимых детищ Дмитрия Медведева. И - Владислава Суркова, который во многом был инициатором и идеологом этого проекта и до последнего курировал его в правительстве… Однако будем честными: сейчас можно признать, что покамест из «Сколкова» ничего значимого не получилось - ни «манхэттенского проекта», ни сколько-нибудь серьезного наукограда.
Поэтому, наверное, определенная часть элиты и решила, что «Сколково» вполне можно сделать объектом пристального внимания Следственного комитета и даже одним из символов коррупции.
- Какое влияние на политический ландшафт страны окажет отставка Владислава Суркова?
- Здесь гораздо важнее то, отражением каких политических процессов она стала. Вполне очевидно, что наша страна стоит перед серьезным выбором: вкладываться в новую индустриализацию, заново строить промышленность, чтобы самим производить свои корабли, танки и самолеты, или все же сделать ставку на инновационно-модернизационный путь. Олицетворением первого направления являются руководитель администрации президента Сергей Иванов и вице-премьер Дмитрий Рогозин, второго - многие российские либералы и - по факту - Владислав Сурков с некоторыми членами своей команды. Ко второму пути довольно долго склонялся и Дмитрий Медведев. Очевидно, что возможностей российского бюджета на оба направления не хватит. Поэтому наблюдаемая нами атака на «Сколково» - это верхушка айсберга, отражение тех внутренних противоречий, которые раздирали путинскую элиту в последнее время.
Но ведь эти два пути - ставки на две разные социальные силы. Новая индустриализация с акцентом на оборонную промышленность означает ставку прежде всего на рабочий класс, инженерно-технических работников, на заводскую Россию. Инновационно-модернизационная траектория - это ставка на другие силы, «креативный класс», «население социальных сетей», в том числе на тех, кто в декабре 2011 года выходил с белыми ленточками. Судя по всему, сейчас победу одерживает путь реиндустриализации и подъема военной промышленности. Поэтому вполне логично, что Владислав Сурков, как сторонник модернизационной линии, попадает под удар.
- Как вы считаете, закончится ли на этом его политическая карьера?
- Скорее всего, нет. Владимир Путин не привык разбрасываться людьми. Он всегда умеет найти для человека позицию, которая сохранит его в ближнем круге, в политике или околополитической сфере. Перед нами есть примеры Германа Грефа и Алексея Кудрина. Как я полагаю, никуда не денется и Сурков. Его креативные способности и способности договариваться с любыми силами могут быть еще крайне востребованы. Тем более что в стране ощущается явный дефицит идей.
Светлана НОВИКОВА
12.10.2015