Книжное дело

Рукописи не горят… если они отсканированы!

Президентская библиотека, как и Петербург, на прошлой неделе отметила свой день рождения. Исполнилось ей всего лишь четыре года, но то ли еще будет

За свою недолгую жизнь Президентская библиотека помогла сотням петербуржцев, занимающимся научной деятельностью: где еще можно быстро и беспрепятственно добыть электронную версию дореволюционного текста, да так, чтобы потом не возвращать? Электронное книгохранилище, созданное по указу президента в 2009 году, - поистине уникальное место. Сегодня библиотечные фонды насчитывают более 250 тысяч копий документов, и это уже не только книги, но и кино­хроника, редчайшие фотографии и даже летописи. Почти все материалы - в свободном доступе, их не нужно заказывать, чтобы потом ждать. Все происходит быстро, как и должно в современный век. Но самое главное - записаться сюда может любой желающий. Ученую степень иметь не обязательно. Корреспонденты «Смены» отправились на экскурсию по залам Священного Синода, где располагается молодая Президентская библиотека.


В «операционной»
Сердце библиотеки - отдел сканирования. Сотрудники, работающие здесь, напоминают врачей: на них белые халаты, перчатки, маски. Они делают сложнейшие операции - переводят бумажные книги в электронный вариант. Без защитного обмундирования до работы просто не допустят.- Между страницами тех же дореволюционных книг - вековая архивная пыль: микробы, грибки, все, что угодно, - рассказал «Смене» начальник отдела сканирования Президентской библиотеки Сергей Тихонов. - Стоит занести в помещение стопку старых документов, и через несколько минут здесь находиться просто невозможно. Поэтому перед сканированием мы их «обеспыливаем» и обеззараживаем, при необходимости - реставрируем. После чего многие раритеты можно брать в руки, чтобы перевести в цифровую форму, только в перчатках. И в маске - даже дышать на них надо осторожно. Самый невинный маникюр сотрудницы способен нанести вред источнику.Книги для сканирования поступают в библиотеку со всей страны. На данный момент сотрудниками оцифровано больше семи миллионов страниц. В число уже обработанных книг входят редкие тексты, переписка государственных деятелей, официальные бумаги из фондов представителей современной и дореволюционной российской элиты. Здесь сканируют фотографии, карты, атласы, чертежи, планы городов и зданий, делают подборку старых и новых газет. В их число, кстати, входит и «Смена»: сотрудники собрали все номера, посвященные Дню космонавтики, включая самый первый - выпущенный 12 апреля 1961 года.

Авангардисты под стеклом
Сегодня обрабатывают каталоги художников: здесь и наши передвижники, и западные авангардисты. Под стеклом сканера - одна из репродукций картин Перова. Чтобы воспроизвести это изображение на компьютере, используют не привычное домашнее оборудование, а профессиональную технику - новейшие сканеры для книг больших и малых форматов. Механизм автоматический - у него даже «руки» есть, самостоятельно переворачивающие страницы. Один сотрудник, здесь его называют оператором, обслуживает сразу четыре механизма. «Две тысячи четыреста движений в час - темпы высокие, как на ткацкой фабрике!» - объясняют работники отдела и одновременно признаются - механическими «руками» здесь пользуются редко, ведь это тоже может повредить оригинал.Работа по оцифровке одной книги - трудоемкая, ступенчатая: после сканирования идет обработка текстов в компьютерных программах, затем происходит контроль качества.- Все обрабатывается в ручном режиме. Убирается кривизна строк, геометрические искажения, блики, выполняется цветокоррекция, - добавляет Сергей Тихонов. - У корректировщиков стандарт - минимум 50 «сканов» в день. А страниц в книгах по 300 и больше. Вот и считайте, сколько уходит на обработку одного лишь источника.


От петровских указов к ленинским декретам
И если в кабинетах библиотеки царит атмосфера сугубо рабочая, то в парадных коридорах и на лестницах - торжественная. Яркий свет, пол, натертый до блеска, красная ковровая дорожка - будто совсем недавно здесь ходили императоры.Это здание было построено в первой половине XIX века. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Мог ли он предполагать, какая судьба ждет его детище? После Октябрьской революции Синодальный комплекс советской власти стал не нужен. В то время как с церквей снимали купола, из Синода вывозили архивные дела - на целлюлозно-бумажную фабрику. Петровские письма превращались в «болванку» для печати ленинских декретов. Но благодаря смекалке чиновников Синода архив частично удалось спасти.- Получилось интересно: они отправились в Смольный и стали доказывать, что революция требует осмысления, и значит, документы надо сохранять, а как иначе молодые поймут, что царская власть - это плохо? - рассказал «Смене» руководитель пресс-службы Президентской библиотеки Валентин Сидорин. - Больше Синод не трогали - в 1918 году здесь обосновался Государственный исторический архив.К 2009-му здание полностью переоборудовали под нужды современного информационного центра - национальной электронной библиотеки. Наружный фасад и убранство интерьеров мастера восстанавливали по чертежам и рисункам самого Росси. 120 километров электрических сетей, инновационные системы теплоснабжения и вентилирования и, конечно же, бесценный электронный архив - все это Президентская библиотека. Ей всего лишь четыре года. Но то ли еще будет.

Анна ЖАВОРОНКОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015