Счастье есть
Семья как подарок судьбы
Татьяна Долгополова взяла из детского дома девочку-инвалида и вырастила дочку, которой теперь гордится
Многие считают, что принять в семью ребенка из детского дома, а тем более ребенка с патологиями, - это настоящий подвиг. А Татьяна Долгополова героиней себя не считает. Говорит, что с маленькой Иришкой ее свела сама судьба. Кто-то видел в этой семилетней малышке лишь неказистого ребенка, ведь у Иры были проблемы со здоровьем, требующие постоянного ухода и лечения, в том числе расщелина губы и нёба (в народе эту патологию называют «волчья пасть» и «заячья губа»). А вот Татьяна разглядела очаровательную девочку - добрую, отзывчивую, подкупающую своим жизнелюбием и оптимизмом. Благодаря этим качествам, повзрослев, Ира стала одним из лучших социальных работников и волонтеров, помогающих детям-инвалидам.

Открывая новый мир
С Иришкой Татьяна Николаевна познакомилась в 1995 году. Просто увидела телевизионный репортаж о троих детях-сиротах с расщелиной губы и нёба, проходящих лечение в областной больнице. Надо заметить, что такие врожденные патологии обычно лечат в самом раннем детстве: малышу проводят ряд операций, разрабатывают реабилитационную программу. Обычно к шести годам все процедуры завершаются, и при хорошем раскладе у ребенка остается лишь едва заметный шрам. К сожалению, детям, о которых шла речь в репортаже, не повезло - их отправили на операцию уже в достаточно взрослом возрасте...Увидев по телевизору этих троих бедолаг, Татьяна решила, что должна в меру своих сил им помочь. Детям требовался и дополнительный уход, и забота неравнодушных людей, да и просто доброе слово! Ведь ребята надолго угодили в больницу, при этом они были лишены родительской и семейной поддержки. Татьяна и еще несколько добровольных помощников стали регулярно навещать детдомовцев, одновременно с этим решая проблемы ребят. Например, они добились, чтобы детей перевели в другой интернат, где им проще было бы оказать необходимую врачебную помощь. За всеми этими хлопотами Татьяна даже не заметила, как крепко привязалась к своим подопечным. Особенно к семилетней Иришке, которая, несмотря на все жизненные невзгоды, лучилась радостью и неиссякаемым любопытством.- Иришка уже стала для меня родным человечком, и как-то раз я забрала ее на выходные из больницы - взяла отдыхать вместе с семьей на дачу, - вспоминает Татьяна Долгополова. - Для нее эта поездка была одним большим открытием, даже путешествие на электричке воспринималось ею как настоящее приключение! Она все время мне на что-то показывала и с восхищением говорила: «Таня, смотри...» А когда мы пошли купаться на Финский залив, Иришка смеялась от восторга и кричала: «Таня, позвони в мою группу, скажи, что я на улице купалась!» Моей семье Иришка тоже понравилась. Трое моих сыновей (старшему тогда было 15, а младшему 7 лет) по сравнению с ней казались уже рослыми и большими, и когда они ее увидели - всю такую маленькую, смешную, очень энергичную, будто у нее моторчик за спиной, и счастливую, - то как-то негласно взяли над ней шефство. Потом Иришка тоже у нас часто бывала. Ей сделали ряд операций, нужен был уход, и, когда это было возможно, я забирала ее в семью. В конце концов она уже стала настолько своей девочкой, что муж однажды мне сказал: «Давай оставим ее».
«Мы должны быть вместе!»
- Но неужели перед тем, как вы решили принять Иришку в семью, не было никаких сомнений?! - удивляюсь я. - Наверное, до этого решения надо было дозреть...- Вот не надо про это думать! - категорично говорит Татьяна. - Если глубоко анализировать, выстраивать себе таблицу минусов, зреть, как вы говорите, то можно никогда ни на что не решиться. Зреть можно долго, хоть всю жизнь. Но жить с тем, кто тебе полюбился, хочется уже сейчас... Могу сказать, что на данный момент мы уже не представляем свою семью без Иришки. Она - наша! А наш четвертый сын, Саша, который родился в 2002 году, считает Иришку чуть ли не второй мамой! Она постоянно с ним возилась, ей это просто очень нравилось... В общем, я не вымучивала из себя какое-то жутко сложное и ответственное решение в отношении Иришки. Меня к нему сама судьба подвела. Так получилось, что я познакомилась с ней и поняла, что на жизненном пути мы должны быть вместе.Девочка действительно легко вписалась в новую семью. Как известно, далеко не всегда приемный ребенок находит общий язык с родными детьми, однако Иришка стала любимицей у братьев - сразу же «влилась в банду». Наверное, тут большую роль сыграло развитое чувство взаимопомощи у мальчишек, которые с раннего детства привыкли быть ответственными друг за друга. Дело в том, что старший сын Долгополовых, Станислав, родился с ДЦП. Эта беда заставила членов семьи сплотиться, а мальчишек - стать более внимательными и чуткими.
Верить в себя
Татьяна Николаевна по образованию - инженер-электрик, но после рождения сына с ДЦП ее жизнь кардинально изменилась. Прочувствовав на себе все трудности, с которыми сталкиваются родители таких ребятишек, Татьяна стала заниматься социальной работой в Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Очень скоро эта работа стала для нее любимой.- Здесь я чувствую себя на своем месте. И очень благодарна президенту «ГАООРДИ» Маргарите Урманчеевой, которая собрала нас, родителей детей-инвалидов, вместе, - признается Татьяна.Иришка тоже пошла по стопам мамы. Хоть и получила техническое образование (выучилась на радиомеханика), а работать в итоге осталась в социальной сфере. За ней стоит понаблюдать буквально несколько минут, чтобы понять, почему в «ГАООРДИ» и в детском доме, где девушка работает, Иришка считается образцовым социальным работником и волонтером по работе с инвалидами. От нее исходит доброжелательность и позитив! При этом, что немаловажно, она не относится к подопечным с жалостью и ее не пугает тяжелая работа, когда нужно помогать инвалидам с самыми тяжелыми нарушениями.В силу своего жизнерадостного характера Ира и в свои 25 лет кажется по-детски беззаботной. Но на самом деле это впечатление обманчиво - она привыкла преодолевать трудности и не ждет от жизни подарков. Главный подарок судьба ей уже преподнесла - дала любящую семью.- А дальше я сама справлюсь, - считает она. - Знаете, я не верю в мечты. Зато я верю в саму себя.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА