Кавказская зачистка
«Бессменный и бессмертный» попал на нары
Мэр Махачкалы Саид Амиров стал обвиняемым в беспрецедентном уголовном деле
Одна из самых обсуждаемых нынче новостей: по подозрению в организации ряда ужасающих преступлений, в том числе убийства подполковника Следственного комитета, арестован мэр Махачкалы Саид Амиров. Прецедент сам по себе невероятный: вес, которым обладал в своей республике Амиров, жители других регионов даже не смогут себе представить. Это был настоящий авторитет! Вместе с ним арестованы и доставлены в Москву его племянник Юсуп Джахпаров и около десяти ближайших соратников. Дело уже очень громкое - а обещает быть еще и очень долгим.
Собственно, оно и так тянется уже несколько лет.- К этой операции мы готовились практически два года - для того чтобы она прошла успешно, - сообщил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.Один из основных пунктов обвинения - убийство сотрудника Следственного комитета Арсена Гаджибекова. По версии следствия, он был заказан за то, что без высочайшего соизволения мэра проводил обыски у чиновников Махачкалы. Это случилось еще в 2011 году. На родине Амирова называют «бессменным и бессмертным». Он перемещается в кресле-каталке (по разным версиям, на него было совершено то ли 15, то ли 22 покушения, и в результате одного из них он стал инвалидом). Сыновья спешат поддержать отца, уйдя в бессрочный отпуск и оставив свои должности. Высокие, кстати, должности - Далгат Амиров руководил республиканским управлением Федеральной службы судебных приставов, а Магомед Амиров председательствовал в Комитете по законодательству и госстроительству парламента Дагестана.Сподвижники отца тоже страдают - некоторые и вовсе арестованы за то же самое. Как, кстати, и племянник, пошедший на преступном поводу у своего дядюшки. Каждого персонажа защищают по 17 - 20 лучших адвокатов страны. Итальянские страсти, да и только!С одной стороны, такая встряска, такой накал событий - это хорошо: есть надежда на то, что в России действительно начали наводить порядок, не побоявшись затронуть интересы одной из сложнейших республик. С другой стороны, в свете последних арестов невольно закрадывается мысль: не многовато ли преступников прорвалось во власть?..
Гайд-парк
Процесс пошел?
Что означает впечатляюще громкий арест Саида Амирова для жизни нашей страны? «Дагестанское дело» обсуждают эксперты «Смены».
Елена БАБИЧ, основатель общественного движения «Санкт-Петербург - духовная столица»:
«У президента слова не расходятся с делом»
- Сейчас уже всем очевидно: в нашей стране начались очень глубокие изменения. Наш президент дал понять, какое общество мы будем строить - социально ориентированное, с духовными скрепами. Путин четко обозначил, что в стране будет делаться все для того, чтобы граждане жили по закону, по совести. И слова у него не расходятся с делом. Мы видели уже много арестов - и в нашем городе, и на уровне министерств. Кругом - ворье. А ведь что означает воровство бюджета? Это грабеж народа! Тем не менее этот самый народ буквально преклонялся перед урвавшими больше всех, считая хапуг успешными людьми. Это парадокс, но ведь сколько лет мы жили в таком гнилье! Мы должны начать уважать друг друга за порядочность, а не за материальный достаток. И сейчас все постепенно встает на свои места - нравственность начинает цениться, а людей все больше уважают за их честный труд. Клубок коррупции активно разматывается.Собственно, мы видим на деле реализацию обещаний президента. Конечно, хотелось бы, чтобы антикоррупционные процессы шли быстрее. Но, как опять же всегда подчеркивает Владимир Владимирович, у нас - демократическое общество, и мы должны и можем действовать только в рамках закона. Высшее руководство нашей страны не допускает самоуправства, и это самый правильный подход.
Валерий ОСТРОВСКИЙ, политолог:
«В делах Дагестана возможен перелом»
- В 1999 году премьер-министр Степашин лишился своего поста по большому счету из-за одной фразы: «Чечню мы потеряли, можем потерять и Дагестан». Сейчас, после очень тяжелых, трудных событий, в Чечне все спокойно, что признают даже либералы, побывавшие в этой республике на встрече с ее главой. Даже при полном неприятии Рамзана Кадырова это сложно не признать.А вот в Дагестане обстановка куда более сложная, и в целом можно сказать, что он уже сейчас является самой больной точкой на территории России. Из личных разговоров с дагестанской интеллигенцией я сделал вывод о том, что силы для наведения порядка в Дагестане есть. Но они крайне неконсолидированы! Нужен лидер, который сможет эти силы объединить - пусть и не за короткий промежуток времени. Также необходима расчистка той совершенно катастрофической экономической поляны, в которую превратился Дагестан. И этот процесс напрямую связан с персоной мэра Махачкалы. Да, это сильная личность - ну так и все лидеры мафии люди сильные. Это противник, который во многом достоин уважения, и его возможности нельзя преуменьшать. Тем не менее всего этого не могло случиться без личной санкции президента, который дает понять Кавказу, что он не оставит здоровые силы в этом регионе без поддержки. Я не готов предугадать, станет ли эта акция переломной в делах Дагестана, но вероятность этого достаточно велика.
Юрий НОВОЛОДСКИЙ, президент Балтийской коллегии адвокатов:
«Ничего себе ситуация!»
- В этом деле есть несколько моментов, которые меня настораживают. Прежде всего это то, что в основу обвинения положены показания некоего преступного авторитета. Может оказаться, что доказанность данного обстоятельства непрочна. Все же мэр Махачкалы является одним из авторитетнейших политических деятелей Дагестана! Если нарастающее недовольство этим политиком решено было реализовать через сферу уголовного права, то дела наши не очень хороши. Российские следственные органы могут столкнуться с совершенно непредсказуемыми последствиями! Но не могу не сказать и о другом возможном прочтении ситуации - политически оптимистичном: может быть, у нас действительно теперь закон для всех один, и его нарушителя не защитит никакой авторитет. В этом случае тот факт, что еще несколько политических деятелей из окружения Амирова задержаны, наводит на странную мысль: неужели мы дошли до того, что у нас уже проводятся совещания в кабинете мэра Махачкалы по организации убийств?! Ничего себе ситуация! Мне бы хотелось придерживаться простой точки зрения: если человек действительно причастен к убийству, он должен понести ответственность. Но для этого нужны четкие доказательства.
Подготовила
Софья МИХАЙЛОВА