Честный разговор

Вероника Крашенинникова:
«Надо радоваться, что «перезагрузка» закончилась»


Известный российский политолог - о причинах похолодания в отношениях России и США

Российско-американские отношения переживают непростое время. Разногласий у Москвы и Вашингтона больше, чем точек соприкосновения. О том, почему в ближайшее время не стоит ждать политической оттепели в отношениях России и США, в интервью «Смене» рассказала Вероника Крашенинникова, известный российский политолог, генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив.

«Обострение было неизбежно»
- Вероника Юрьевна, по оценкам многих, российско-американские отношения находятся сейчас в своей низшей точке. С чем это связано и как нам стоит это воспринимать?

- Это нормальный ход событий. В последнее время Россия предприняла ряд мер по защите своего суверенитета, по проведению своих интересов и защите союзников на международной арене. Неудивительно, что Соединенным Штатам это, конечно же, не нравится. Критика, которую мы сейчас слышим из Вашингтона, лишь подтверждает, что наши действия верны.
- Новый виток напряженности в российско-американских отношениях произошел с принятием так называемого «закона Магнитского». Почему же США все-таки пошли на этот недружественный шаг?
- Если мы взглянем на список, который является частью «закона Магнитского», то не увидим там фамилий людей, действительно хранящих деньги в американских банках или регулярно путешествующих в Майами. Поэтому очевидно, что этот акт преследовал сугубо политические цели. Во-первых, «закон Магнитского» стал еще одним инструментом давления на Россию. Во-вторых, он имел своей целью подготовить американское общественное мнение к еще более жестким мерам в отношении нашей страны в будущем. Ведь так называемая «перезагрузка» закончилась, и в Вашингтоне сейчас разрабатывается политика другого типа по отношению к России, что мы, собственно, уже и наблюдаем… Наконец, в-третьих, американские власти очевидно желали с помощью этого акта оказать поддержку российской оппозиции. Собственно, сам «закон Магнитского» и составление списка к нему сопровождались достаточно активными выступлениями российских «белоленточников». Деятели оппозиции выступали в западных парламентах и презентовали пропагандистские фильмы, то есть делали все, чтобы «закон Магнитского» появился. И конечно же, Вашингтон не мог не поддержать тех людей, на которых он делает ставку в нашей стране.

«Россию хотят сделать слугой США»
- То, что российская оппозиция кормится с руки Вашингтона, для вас неоспоримый факт?

- Тяжело оспаривать то, что почти все деятели нынешней несистемной оппозиции на протяжении 1990 - 2000-х годов были в постоянном контакте с Вашингтоном, прошли американские политические тренинги, а их интересы согласуются с интересами западных столиц. И общаются они гораздо больше с западными политиками, чем с российским народом. Кроме того, в России в эти годы была отстроена обширная разветвленная структура некоммерческих организаций, которые получали от США не только деньги, но и методологическую поддержку. Поэтому за двадцать лет у нас сформировалось вполне профессиональное сообщество людей, которые занимаются тем, что проводят интересы Запада в России. Их видение будущего нашей страны не сочетается с принципами патриотизма, с интересами нашего народа. Основная цель этих людей - создать такую систему, при которой Россия превратилась бы в слугу США...
- Сейчас уже трудно поверить, что несколько лет назад весь мир говорил о «перезагрузке» российско-американских отношений…
- Термин «перезагрузка» по-разному интерпретировался в Вашингтоне и в Москве. Кто-то в России, может быть, и рассчитывал на взаимовыгодное сотрудничество с США. Однако в Вашингтоне «перезагрузка» преследовала совсем другие цели: она задумывалась с целью использования России и нашего влияния на международной арене в интересах США. И здесь Вашингтону есть чем похвастаться: Россия поддержала санкции против Ирана, не наложила вето на резолюцию ООН против Ливии, первоначально заняла довольно мягкую позицию по сирийскому вопросу… И что в итоге? Разве Россия получила какие-то преимущества от «взаимовыгодного сотрудничества» с Америкой? Думаю, нет. Поэтому сегодня мы должны радоваться тому, что «перезагрузка» считается законченной.

«С Путиным решено не церемониться»
- Вероника Юрьевна, вы упомянули о том, что США разрабатывают политику нового типа в отношении России, - в чем она будет заключаться?

- Американское руководство осознало, что ему вряд ли удастся добиться каких-то уступок от президента России Владимира Путина, и поэтому, судя по всему, решило с ним больше не церемониться. Частью новой американской политики в отношении нашей страны является, например, недавнее заявление пресс-секретаря Госдепартамента США Виктории Нуланд о том, что США продолжают финансировать российские НКО даже после вступления в силу соответствующих запретов. Это прямое нарушение российского законодательства. Не имея возможности оказывать давление на руководство нашей страны, Вашингтон будет пытаться разговаривать напрямую с российским народом, то есть воздействовать на российское общество в своих интересах. И эти попытки будут становиться все более изощренными.
- Либеральные СМИ обвиняют наши власти, что они разжигают в обществе антиамериканские настроения. Вы с этим согласны?
- Мне вообще очень не нравится этот термин - «антиамериканизм». Существуют официальная и реальная внешняя политика Вашингтона, и они редко совпадают. Анализировать первую можно, но это будет весьма поверхностный анализ. Гораздо важнее разобраться со второй. И чем меньше у нас будет иллюзий по поводу реальной американской политики, тем лучше будет для России. Большинство жителей нашей страны осознали, что США вовсе не являются светочем свободы и демократии, как их долгие годы пытались убеждать. Я - за четкое понимание американских целей и задач и методов их достижения. А также - за отсутствие иллюзий. Кто-то называет «антиамериканизмом» нежелание вестись на американскую пропаганду. Я называю это здравым смыслом.
- Вероника Юрьевна, как так получилось, что прожив и проработав восемь лет в Америке, сегодня вы занимаете достаточно жесткую позицию по отношению к этой стране?
- Когда я только начинала работать в США, я еще могла верить в возможность взаимовыгодного сотрудничества с этой страной. Но постепенно поняла, что достичь этого невозможно. Пытаясь разобраться в причинах, я постепенно пришла к тем выводам, которыми, собственно, и делюсь с вами. Замечу, что человеку с критическим мышлением очень тяжело жить и работать в Америке. Двадцать четыре часа в сутки сотни американских телеканалов транслируют одни и те же идеи. Системной критики политики Вашингтона при всем желании вы не услы­шите. Большинство населения, конечно же, верит в этот сплошной поток пропаганды, многие иностранцы - тоже. Но повторюсь: если человек действительно обладает критическим мышлением, он быстро понимает, где ложь, а где правда.

Светлана НОВИКОВА 

12.10.2015