Неучи

Потерянное поколение

ЕГЭ провоцирует российских выпускников на обман?

Школьный учебный год закончен: пафосно отшумел праздник «Алые паруса», и Петербург остался лицом к лицу со своими выпускниками. Кто они, это «племя младое, незнакомое»?

Начнем с того, что петербургские школы в этом году выпустили 80 золотых и 44 серебряных медалиста. С одной стороны, приятно, что такие ребята у нас вообще еще есть. С другой - при сравнении с общим количеством выпускников (а на сдачу единых государственных экзаменов зарегистрировались 29 тысяч 47 человек!) число медалей выглядит скромноватым. Да к тому же еще и оказалось, что «золотых учеников» в северной столице примерно столько же, сколько и юных обманщиков, которых выдворили прямо с ЕГЭ за списывание, - таких оказалось 72 человека. И это только те, кто действовал грубо, кого уличили в содеянном.
А ведь приходится допустить, что благополучно списавших было гораздо больше. Такой безобразной утечки самого дорогого - ответов на тесты! - история отечественного ЕГЭ еще не знала. Глупо было бы думать, что дети гордо откажутся от возможности получить хороший балл и вместе с ним путевку в будущее, когда вот они, ответы по русскому языку, физике, химии, обществознанию, - все выложены в Интернете! Обмани - и выбирай себе любое будущее. Сдай честно - и останься в дураках!
Впрочем, в Санкт-Петер­бурге ситуация еще довольно оптимистична. Если взять, например, Дагестан, то его отдаленные села превратились в Мекку ЕГЭ-туризма. Директор дагестанского Центра обработки информации ЕГЭ Арсен Бакмаев привел такую цифру: около 40 процентов выпускников Махачкалы к концу учебного года перевелись в школы подальше от центра. Более того, в текущем году эти кавказские общеобразовательные учреждения испытали невиданный доселе прилив одиннадцатиклассников и другой национальности - из Рос­това-на-Дону, Краснодара и даже из Москвы! Проще и значительно дешевле сдать экзамен хотелось очень и очень многим. Страшно даже представить, каких молодых специалистов - с какими знаниями и моральными устоями! - наша страна получит уже совсем скоро.
Поэтому нет ничего удивительного, что россияне все больше и больше недовольны ЕГЭ: опрос общественного мнения, проведенный «Левада-центром», показал, что положительно оценивают возможности такой формы экзамена всего 13 процентов жителей нашей страны. Ровно год назад эта цифра составляла 24 процента. Вывод однозначен: пора избавляться от этой негодной системы, если мы не хотим потерять и последующие поколения выпускников!

Софья МИХАЙЛОВА

 

Гайд-парк

Сгинь, проклятый тест!

Можно ли изменить ситуацию в российской школе и сделать так, чтобы дети стремились к знаниям, а не к успешной сдаче ЕГЭ - формального теста? Эту тему обсуждают эксперты «Смены» - известные преподаватели.

Вера ГУРЕВИЧ,
классный руководитель Владимира Путина в школе № 193:
«Из школы ушло доверие»
- Мне уже давно не нравится то, что происходит. У нас позорно преподается русский язык и литература, под каким-то диким углом подается отечественная история - какой же уровень знаний мы хотим получить от детей? Да и ЕГЭ - это не проверка знаний. Это прежде всего очень большой стресс для ребенка. Кто-то доходит до нервных срывов, а кто-то находит лазейку, позволяющую сдать этот тест. Например, я уверена, что дети сдают тесты друг за друга: это их школьный учитель хорошо знает каждого в лицо, а чужие люди разве будут так уж внимательно изучать документы? Думаю, всякое бывает.
ЕГЭ убивает главное, что было в советской школе, - доверие. Сама идея такого экзамена предполагает сомнение в учителе, преподававшем предмет, - ведь именно этот человек знает, как учится Петя или Вася, и вряд ли поставит ему пятерку на итоговом экзамене, если в течение года ученик перебивался с двойки на тройку. Такое отношение заставляет учителей вольно или невольно и вести себя по-другому: отношения с ребятами у них сейчас совсем не такие, как это было раньше.
Прежде учитель всегда знал, как поддержать, подбодрить ученика, а не подсказать ему! Сейчас большинство преподавателей - хоть и не все, конечно! - выполняют свою работу очень отстраненно. Детьми по большому счету никто не интересуется.

Владимир КОНЬКОВ,
филолог, профессор СПбГУ:
«Новые технологии делают личность более примитивной»
- Современные выпускники в принципе другие, очень отличаются от выпускников советской эпохи. Ребята сами по себе больше подготовлены к восприятию нового. Но часто получается так, что развитие новых технологий делает личность более примитивной, она начинает деградировать.
Ряд проблем связан и с глобализацией. Очень заметно отсутствие интереса современных детей к собственной стране, культуре, истории. Нет личностного отношения к предмету, например, для большинства существуют просто Тургенев и Лермонтов, а то, что они были Иваном Сергеевичем и Михаилом Юрьевичем, знают немногие.
Отрицательное влияние, конечно, оказывает и ЕГЭ. Эта система предполагает три разные идеи. Первая - экзамен должен принимать не тот, кто учил. Такую мысль можно только приветствовать. Вторая связана с совмещением выпускного и вступительного экзаменов. Но для некоторых вузов это неприемлемо: как можно принимать по баллам, например, на факультет радио и телевидения, без учета внешних и голосовых данных? Третья - ЕГЭ является письменным тестом. Почему русский язык нужно сдавать без устной составляющей? Так наши выпускники совсем разучатся внятно говорить…

Александр КОБРИНСКИЙ,
историк, профессор МГУ:
«Наша система образования ненавистна детям»
- Менять нужно всю систему образования. Сейчас дети начинают учиться в 8 - 9 утра, сидят на уроках до 14 часов, потом еще делают уроки - это получается двенадцатичасовой рабочий день, а то и больше. И кстати, шестидневная рабочая неделя - дети ведь учатся и по субботам. Согласитесь, не каждый взрослый такое выдержит. На интерес к знаниям у современных школьников просто не остается сил.
С другой стороны, и та форма ЕГЭ, которая сегодня существует, не позволяет школе выполнить свою главную задачу - научить юного человека мыслить, искать свой путь. Вместо этого его натаскивают на сдачу теста! А объемы информации тем временем растут.
Что бы сказал Достоевский, если бы у­знал, что его читают лишь 12 - 14-летние дети, которые, вырастая, к его книгам практически не возвращаются?! Может быть, стоит начинать с чего-то другого, что могло бы прежде всего привить любовь к чтению? Например, басни Крылова тоже написаны для взрослых людей и отлично позволяют анализировать текст и писать сочинение.
Я придерживаюсь такой точки зрения: школьную программу нужно не упрощать, а облегчать. Нет, безусловно, специализированные школы нужны - и детей, одаренных в определенной области, нужно всемерно поддерживать, развивать их талант. Но всем остальным к чему, например, корпеть над логарифмами? Лучше адаптировать задачки XIX века к нашему времени и научить людей хотя бы устному счету - это действительно нужно каждому.

Подготовила
Софья МИХАЙЛОВА

12.10.2015