Актуальное интервью
Евгений Сатановский:«Заигрывать с талибами нельзя»
Президент Института Ближнего Востока считает, что силы НАТО оставляют Афганистан в еще большем кризисе, чем это было при выводе советских войск
Вывод натовских войск из Афганистана запланирован на 2014 - 2015 годы, однако уже сейчас контроль над обеспечением безопасности в стране передан афганской армии и полиции. Многие эксперты предупреждали, что обстановка в регионе взрывоопасна и что, передавая контроль местным национальным силовым структурам, в НАТО форсируют события. Тем не менее 18 июня иностранные войска самоустранились от контроля над ситуацией. Не прошло и недели, как случилось несколько дерзких нападений талибов. Экстремисты атаковали в столице Афганистана Кабуле дворец президента страны Хамида Карзая, здание министерства обороны и бюро ЦРУ. А за день до этого в Пакистане боевики расстреляли группу иностранных туристов-альпинистов. Ответственность на себя взяла организация, близкая опять-таки к талибам. О последствиях вывода международного контингента из Афганистана и опасности для России в этой ситуации корреспондент «Смены» побеседовала с президентом Института Ближнего Востока Евгением Сатановским.
Карзай не уцелеет?
- Евгений Янович, нынешнее резкое обострение ситуации в Афганистане было ожидаемым?
- Это уже не первая атака на правительственный квартал. Американцы своей попыткой провести переговоры с талибами, по сути, дали им понять, что они победили. Естественно, боевики активизировались. Правда, теперь не совсем понятно: какой смысл был приходить в Афганистан и свергать талибов, чтобы через десять лет снова вернуть им власть? Зачем нужно было тратить огромные деньги на содержание иностранного контингента в стране? Ведь талибы за это время не изменились. Они по-прежнему исламисты и радикалы, со своим средневековым отношением к иностранцам и к иноверцам, к чужой культуре и к чужой религии. Лучше они не стали. В общем, американцы потерпели провал в Афганистане, что талибы и отметили. В свойственном им стиле. Если же говорить о расстреле в Пакистане альпинистов, то это, конечно, беспрецедентный случай, какого в истории этой страны еще не было. Все идет к тому, что Пакистан вслед за Афганистаном станет территорией, не управляемой центральным правительством.
- А каковы позиции нынешней официальной власти Афганистана - президента Хамида Карзая?
- Я бы сказал, предсмертные! После вывода иностранных войск у этого человека нет никаких шансов интегрироваться во власть, несмотря на все его маневры и попытки доказать, что он вовсе не марионетка американцев. Если бы не Госдепартамент и лично Хиллари Клинтон, никакой власти Хамид Карзай не получил бы. Президентские выборы, на которых он выиграл в 2009 году, были безобразно подтасованы. Так что вряд ли он сможет удержать власть - Карзай и сейчас-то не контролирует страну. Президент вместе со своей наркомафией держит под контролем лишь отдельные кварталы Кабула. А когда американцы уйдут, он и этого лишится. Удивлюсь, если ему удастся сохранить свою жизнь и остаток наворованных денег.
Боевики пойдут на север
- Насколько нынешняя ситуация в Афганистане отличается от событий 1988 года, когда оттуда выводили советские войска?
- Сейчас ситуация выглядит значительно хуже, чем в советское время. Тогдашний президент Афганистана Мохаммад Наджибулла, брошенный Михаилом Горбачевым на произвол судьбы, после ухода советских войск продержался против талибов своими силами целых два года. Это большой срок. Но тогда к северу от Афганистана все равно оставалась сильная страна - СССР, а не конгломерат разрозненных авторитарных диктатур, как сейчас. Причем значительная часть этих диктатур ослаблена исламистскими движениями, вроде ИДУ (Исламское движение Узбекистана) и таджикских исламистов, и криминальной наркомафией (как в Кыргызстане). Более-менее устойчиво в регионе выглядит Казахстан, отделенный от Афганистана центральноазиатским буфером. Так что сейчас положение выглядит значительно хуже, чем в 1988-м. Хочу также отметить, что советские войска действительно боролись с исламистами и не поддерживали отношений с наркоторговцами.
- Насколько опасно для России возвращение к власти талибов?
- Талибы по традиции начнут производить «чистки» во всех этнически пуштунских районах. А значит, они выдавят оттуда интернациональные бригады, которые сейчас являются их союзниками. И все эти тысячи боевиков, которые сейчас крутятся в афгано-пакистанском приграничье, неизбежно отойдут на север, к местам своей исконной дислокации. А учитывая, что на носу - центральноазиатская «весна» (смена власти в Узбекистане, потенциальные проблемы в других бывших азиатских республиках), это будет очень серьезный фактор дестабилизации! Если говорить конкретно о России, то у нас сегодня существует достаточно большое число общин ваххабитов, особенно в Закавказье, Поволжье, на юге Урала и Сибири. Так что, боюсь, мы еще увидим новых исламистов на нашей территории. Сами талибы вряд ли к нам сунутся, но своим союзникам, воюющим в том числе против России, они вполне способны помочь с военной подготовкой, логистикой и деньгами. Кстати, помните историю, когда наши силовики накрыли в Орехово-Зуеве группировку, готовившую крупный теракт в Москве? Эта группировка имела корни как раз в афгано-пакистанском пограничье!
Наркомафия бессмертна?
- Вообще какие у нас сейчас отношения с талибами?
- У нас с ними нет отношений, как у зерна не может быть отношений с крысами. Они наши враги.
- То есть мы с ними не заигрываем, как это делают американцы, устраивая переговоры?
- К счастью, среди россиян, китайцев и израильтян подобного рода сумасшествие не практикуется, как в США и в Европе. Когда вы имеете дело с вашим убийцей, бессмысленно пытаться с ним договориться. Вы можете только попытаться убить его раньше, чем он вас. На эту тему израильтяне справедливо говорят: если у террориста задача встретиться со своим создателем, то задача спецслужб - обеспечить эту встречу как можно скорее. Конечно, и в России есть силы, которые активно лоббируют налаживание связей с политическим исламом. Ратуют, например, за легитимацию «Братьев-мусульман» и исключение их из списка террористических организаций, куда они в начале 2000?х годов были совершенно справедливо включены нашей прокуратурой! Но это не означает, что центральное руководство страны готово пойти на подобные самоубийственные шаги.
- Увеличится ли наркотрафик в Россию в связи с дестабилизацией ситуации в Афганистане?
- Наркотрафик к нам и без того невероятно силен! Нам в первую очередь здесь, у себя, нужно бороться, прерывая цепочки, а с Афганистаном в этом плане мы пока ничего сделать не можем. Нынешний президент Карзай и его губернаторы напрямую связаны с наркомафией. Потом просто одних бандитов сменят другие бандиты, а наркомафия останется.
Юлия ЛиФото ИТАР-ТАСС