Политический аспект

Юрий Болдырев: «Виноват весь ельцинский режим!»

Известный политик уверен, что к дефолту привела преступная экономическая политика тогдашнего руководства страны

Политический деятель и публицист Юрий Болдырев хорошо помнит времена дефолта. С 1995-го по 2001-й он был заместителем председателя Счетной палаты России, сотрудников которой тоже призвали разгребать последствия экономического кризиса-98.

Взятки гладки?
- Юрий Юрьевич, а чем вам в первую очередь запомнился дефолт? Вы лично от него пострадали?
- Сам я пострадал минимально, поскольку ни в рубль, ни в банки не верил. А Счетная палата, в которой я на тот момент работал, в отличие от предприятий, не банкротилась и не закрывалась. Лишь зарплата, если смотреть в долларовом исчислении, снизилась примерно с тысячи долларов до 250 - 300. Этот момент, конечно, я отлично на себе прочувствовал… Сам дефолт много чем запомнился. Приведу лишь два примера. Я по своей работе присутствовал на заседании комиссии по выработке первоочередных мер сразу после дефолта. Там также присутствовали представители правительства, Госдумы, Совета Федерации и Центробанка. Помню, я внес предложение - в условиях, когда к банкротящимся банкам вынуждены обращаться не только рантье, но и элементарные плательщики ЖКХ (тут же теряющие свои деньги), немедленно создать гарантированную государством систему проведения платежей. На заседании сидел заместитель министра финансов, и, когда спросили его мнение по моему предложению, он ответил примерно так: «Я вообще не понимаю, о чем он говорит»… Это к слову о компетентности некоторых представителей правительства. А на следующий день мы узнали, что этого замминистра арестовали по обвинению во взятках. Правда, насколько я знаю, повязали его тогда ненадолго… Из ярких бытовых впечатлений дефолта запомнилась совершенно пустая трасса Москва - Санкт-Петербург. Мы за все семь сотен километров встретили, может быть, с десяток фур! Тогда казалось, что экономика страны просто встала.

Паразитическая система
- На ваш взгляд, каковы главные причины дефолта 1998 года?
- Собственно, сам дефолт - это разовое действие. Надо оценивать экономическую политику, проводившуюся в предшествовавшие дефолту годы. Политику, которая и привела к банкротству государства! Одна из глубинных причин - запущенная с 1995 года «пирамида» госзаимствований, которая не могла не рухнуть. Хочется сказать, что нельзя долго удерживать власть, не осуществляя созидательных действий, а лишь растлевая народ социальными благами за счет заимствований. Но такое заявление было бы неправдой. Оказалось, что можно! Сначала растлевать народ жизнью взаймы, затем радикально ограбить тех, кто жил своим трудом и, наконец, снова начать втягивать страну в новые финансовые авантюры… Суть созданной в 1995-м паразитической системы упрощенно можно описать следующим образом. «Недостающие» для исполнения бюджета средства не заимствуются напрямую у Центробанка под какой-то разумный процент, отражающий реальное состояние экономики, а берутся у коммерческих банков. Причем берутся под десятки и сотни процентов годовых путем продажи государственных краткосрочных облигаций (ГКО)! Такие проценты несопоставимы с возможностями даже успешно развивающейся экономики, и уж тем более не в условиях нулевого экономического роста! Как итог, круг замкнулся за какие-то два-три года. В 1997 году ГКО уже даже формально стали не источником пополнения бюджета, а прямым источником чистого изъятия средств из бюджета. Это настоящий насос разграбления. Только внутрь, для своих.
- Так кто виноват в том, что произошел дефолт? Обычно говорят лишь о шести известных персонах, которые были на заседании у премьер-министра Сергея Кириенко и приняли решение о дефолте. На ваш взгляд, этот список полон?
- Я бы ответил, что виноват весь преступный режим. Это самый адекватный и честный ответ.- Насколько серьезное влияние на ту ситуацию оказали западные инвесторы? Они были соучастниками, заказчиками преступлений и скупщиками краденого. Перефразирую ваш вопрос: «Насколько серьезное влияние на ситуацию с воровством и грабежами оказывают заказчики преступлений и скупщики краденого?»

Ущерб до сих пор не подсчитан
- Демократы часто оправдывались, что в августе дефолт был уже вынужденным решением. Вы с этим согласны?
- Знаете, я знакомился с результатами расследования, которое было проведено тогдашним, сравнительно самостоятельным Советом Федерации. Занималась этим комиссия под руководством Сергея Глазьева, который руководил экспертным советом при СФ. По существу, комиссией был сделан вывод, что к дефолту привела безответственная авантюра, продиктованная коррупционными интересами. И опираясь на выводы упомянутой комиссии СФ, могу сказать одно - решению, принимаемому группой продажных махинаторов на самом высшем уровне в своих личных коррупционных интересах, не может не быть более общественно полезной альтернативы! Наверняка существовал другой выход из ситуации - тоже тяжелый, но не такой болезненный или даже убийственный для населения.
- Некоторые либералы сейчас пытаются выдать дефолт чуть ли не за благое дело. Мол, экономика стала подниматься… 
- Да, говорят об оздоровляющем эффекте для экономики. Однако за дефолт заплатила не экономика, а конкретные ограбленные и лишившиеся тогда накоплений и работы люди. Сколько их пострадало, как они это переживали, а сколько из них не пережило дефолт - этого никто специально, во всяком случае на государственном уровне, не подсчитывал! Сама экономика от снятия непосильного долгового бремени, а также от радикального падения курса рубля и, уж простите, от безысходности людей, готовых пойти работать на любых условиях и за минимальные деньги, на некоторое время, лет на пять, даже выиграла - получила импульс к развитию. Проиграла же экономика и продолжает проигрывать не от собственно дефолта, а от всей экономической политики, которая к нему тогда привела… К сожалению, авторы и проводники всей экономической политики того периода (и даже те конкретные должностные лица, которые организовали авантюру с дефолтом и которые поименованы в упомянутом расследовании Совета Федерации) до сих пор находятся либо на высоких государственных или окологосударственных должностях, либо в правлениях и советах директоров всяких полугосударственных или государственных корпораций.

Юлия ЛИ

12.10.2015