Знай наших!
Спасительная «Пурга»
Петербуржец Геннадий Куприн изобрел одну из самых эффективных технологий пожаротушения для объектов повышенной сложности
Пожарным делом Геннадий Николаевич Куприн занимается уже пятьдесят лет. А началось все с того, что выпускнику военного училища, молодому, но многообещающему специалисту, доверили дело государственной важности - найти эффективное средство борьбы с быстро развивающимися авиационными пожарами. Успех работы означал бы, что у СССР появилась альтернатива американскому фторированному пенообразователю, на который Соединенные Штаты «подсадили» весь мир.

Ответ американцам
- Американцы лет пятьдесят назад разработали водную пленкообразующую пену AFFF, которая является очень эффективным средством для тушения пожаров на объектах, где много топлива и горючих материалов, - рассказывает Геннадий Куприн. - Этот пенообразователь хорошо работает, поскольку создает пленку на поверхности топлива и препятствует выходу паров горючей жидкости в зону горения и поступлению кислорода непосредственно к топливу. Как только американцы изобрели AFFF, они тут же через конгресс и Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) стали «продавливать» свои пены и требовать покупать только их средство! Так ИКАО распространила требование ко всем международным аэропортам мира держать это средство в запасе и использовать его при пожаре в приземлившемся самолете. Средство стоило очень дорого, где-то 20 тысяч долларов за тонну, а под него еще нужно было закупать специальную технику, которую опять-таки производили в США. Решение ИКАО поставило в тупик многие аэропорты. Для кого-то это было слишком дорого, а для СССР - попросту недопустимо так зависеть от американцев.
Разрабатывая средство пожаротушения, которое превосходило бы американское, Геннадий Николаевич предложил совместить обычные пены низкой и средней кратности. Одна из этих пен хорошо тушила, но летела только на расстояние 8 метров, что требовало от пожарных подхода непосредственно к кромке огня. А ведь при пожаре на самолете это крайне опасно - в любой момент могут взорваться топливные баки! Вторая пена тушила плохо, однако была дальнобойной. Геннадий Николаевич смог совместить положительные качества обоих средств, а для их использования изобрел специальную технологию максимально удобной подачи.
Испытания в реальных условиях
Эта система блестяще показала себя на различных испытаниях, проводившихся на военном полигоне. За одну-две минуты она обеспечивала быстрое тушение пожара в самолете и позволяла безопасно проводить эвакуацию пассажиров и членов экипажа. А вскоре новые установки пожаротушения доказали свою эффективность уже в реальных условиях.
- В конце 70-х годов наши установки потушили горящий самолет, перевозивший ядерные боеголовки, - вспоминает Геннадий Николаевич. - Самолет приземлился на военном аэродроме «Чкаловский» в Московской области. Страшно представить, какая случилась бы катастрофа, если б пожар не успели потушить! Однако установки со своей задачей справились, и об этом доложил один из начальников ВВС на защите моей диссертации. Я об этом случае только тогда и узнал, все ведь было засекречено. И диссертация моя тоже была засекречена.
Позже изобретения Куприна неоднократно спасали человеческие жизни и предотвращали серьезные катастрофы. Например, в 2002 году в одном из цехов АвтоВАЗа вспыхнул сильный пожар, с которым не могли справиться в течение нескольких часов. Тогда решили применить установку комбинированного тушения пожаров «Пурга» - так Геннадий Николаевич назвал свое изобретение уже после развала Советского Союза. Он тогда открыл свое собственное НПО современных пожарных технологий и стал разрабатывать установки для гражданских нужд. С помощью «Пурги» пожар на АвтоВАЗе был ликвидирован всего за несколько минут!
В том же 2002 году у нас на «Северных верфях» произошел пожар на нефтеналивной барже «Гага». С огнем не могли справиться четыре часа, пока опять-таки не применили «Пургу».
А еще через несколько лет мир окончательно разочаровался в американском фторированном пенообразователе - он оказался опасен для окружающей среды. Специалисты ООН обнаружили содержание фторированных веществ даже в Арктике и в Антарктике! Научные исследования показали, что эти вещества накапливаются в почве, в воде, в организме животных и людей. А выводятся из него через много лет, да и то не полностью! Так что изобретение Куприна выиграло еще и по параметрам экологической безопасности - ведь в нем используются обычные пены. А вот американский завод по производству фторированных пенообразователей закрыли - у его работников во втором поколении стали появляться мутации.
Не пасть духом
Сейчас установки «Пурга» стоят на наших военных объектах, на нефтяных заводах, на железной дороге, в аэропортах, в сельскохозяйственных и лесных угодьях, на посадочных площадках крупнейших медицинских учреждений и много где еще. Геннадий Николаевич может с полным правом гордиться своими достижениями - причем не только научными, но и предпринимательскими. Фактически с нуля он создал свое научно-производственное объединение и смог сделать его успешным.
После развала СССР финансирование противопожарных исследований, которыми занимался Куприн, прекратилось, Минобороны оставило лишь один проект - создание пожарной машины с противоосколочной защитой на базе танка Т-72. Да и то офицерам и ученым, задействованным в проекте, зарплату не платили по полгода. Куприн тогда ушел на пенсию, но не опустил руки. В 1996 году зарегистрировал собственную фирму и стал модифицировать свои изобретения под нужды гражданских предприятий. Трудностей было очень много, особенно поначалу, когда не было денег даже на сертификацию и создание опытных образцов. Однако об эффективности установок Куприна специалисты знали - заказы быстро появились. И даже в 1998 году, когда грянул дефолт, Геннадий Николаевич сумел сохранить свое предприятие.
- У нас стабильный коллектив, скоро нам 20 лет. И я горжусь тем, что мы зарплату ни на один день не задержали даже в самые тяжелые времена! - говорит он. - Вот в 1998 году у нас полгода не было денег и заказов. Но людей надо было удержать, и по ночам я садился за руль, подрабатывал частным извозом, чтобы найти какие-то средства и расплатиться со своими специалистами. Таким образом мы смогли выстоять, дождаться спасительных заказов и развиваться дальше.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА