Их нравы
«Вашингтону выгодно взращивать на границе с Россией неофашистские режимы!»
Публицист Максим Рева показал в своем фильме«Скрытая история Прибалтики», как вчерашних палачей превращают в национальных героев
Известный общественный деятель, защитник прав русскоязычного населения Эстонии Максим Рева представил в Петербурге документальный фильм «Скрытая история Прибалтики». Картина получилась жесткой и горькой. По словам автора, там нет ни грамма вымысла - показаны только исторические факты, которые в современной Эстонии, Латвии и Литве стараются просто забыть или даже изменить, занимаясь идеологическим переписыванием прошлого. Как в современной Европе возникают государства с неофашистской идеологией, невзирая на итоги Второй мировой войны? И почему Западу так выгодно не замечать опасные настроения? Эти очень болезненные и щекотливые вопросы поднимает Максим Рева в своем фильме.
Неудобная правда
«Скрытая история Прибалтики» стала ответом современным эстонским, латышским и литовским документальным фильмам неофашистского толка. В них, как правило, обеляют прибалтийских коллаборационистов, помогавших фашистскому режиму. А также восхваляют прибалтийских легионеров CC и «лесных братьев» - они-де боролись с советской властью за независимость своей страны.
Фильм Максима Ревы очень хорошо показывает, что на самом деле среди тех же самых «братьев» было много бывших эсэсовцев, полицаев, сотрудников репрессивных органов, которые запятнали себя участием в самых жестоких преступлениях против мирного населения. Эти люди отлично понимали, что после восстановления советской власти их не простят, - они были вынуждены прятаться по лесам и добывать себе пропитание разбоем!
В частности, как отмечается в фильме, в леса ушла широко известная «команда Арайса», отличавшаяся особой жестокостью при уничтожении евреев и коммунистов. Ее лидером стал латышский коллаборационист Виктор Арайс. В первые же дни немецкой оккупации Латвии он по своей собственной инициативе организовал еврейские погромы и устроил бойню в Большой хоральной синагоге. Его бойцы согнали в синагогу всех окрестных евреев, после чего заколотили окна и двери, облили здание бензином и подожгли. Арайс таким способом пытался выслужиться перед новой властью, немецкие солдаты в той акции даже не участвовали. Позже «команда Арайса» вошла в латышское СД и активно проводила чистки на оккупированных немцами территориях.
«Герои» нового времени
Казалось бы, назвать таких людей героями ни у кого язык не повернется. Как бы не так! Сегодня в Эстонии, Латвии и Литве вчерашних палачей и преступников изображают «партизанами-патриотами», которые самоотверженно боролись с «советской оккупацией». Сейчас борцами за свободу здесь считают всех, кто воевал против СССР. Им прощается все, на их руках словно не замечают крови!
- К слову, общее количество людей, которые отслужили в эстонских полицейских батальонах (в батальонах «Шума» и в легионе СС), - 80 тысяч. А население Эстонии в годы войны насчитывало около 900 тысяч человек. То есть 9 процентов населения Эстонии служили в этих карательных органах! - рассказал «Смене» во время презентации фильма «Скрытая история Прибалтики» Максим Рева. - Для сравнения: в Германии в репрессивных подразделениях типа гестапо, СД и прочих служило меньше двух процентов местного населения. А здесь все эти 80 тысяч были замешаны в репрессиях! Мне часто говорят: мол, тебе легко критиковать. У людей тогда зачастую выхода не было. А сейчас у эстонцев снова выхода нет? Почему равняются на подобных сомнительных «героев»?
Кадры из фильма: ветераны СС победителями шествуют по современным Таллину и Риге, бывший эсэсовец хвастается медалью, на которой написано «С благодарностью от эстонского народа». А вот торжественно, в присутствии членов эстонского правительства и со всевозможными почестями, перезахоранивают тело Альфонса Ребане - штандартенфюрера СС, одного из девяти иностранцев, награжденных высшим орденом нацистской Германии.
Исторические метаморфозы
Забыть неудобную историческую правду и оправдать фашистов в Прибалтике пытаются даже таким ужасным способом, как приуменьшение реального количества концлагерей.
- В Эстонии было около 300 концлагерей, однако теперь с историческими данными происходят странные метаморфозы, - продолжает Максим Рева. - Вот, например, лагерь в Палдиски. Сейчас эстонский Институт памяти считает его всего лишь лагерем для перемещенных лиц. Таким же лагерем для перемещенных лиц считается «Саласпилс» в Латвии. Согласно немецким архивам это - концентрационный лагерь. Однако в Латвии этого официально не признают, его вычеркнули из истории. Не существует по документам и концлагерь «Клоога». Теперь в Эстонии его называют трудовым лагерем по перевоспитанию. Хотя, если вы побываете в израильском музее «Яд Вашем», где рассказывается о геноциде еврейского народа, то в разделе концлагерей увидите табличку «Клоога».
Снова кадры из фильма: фотографии узников фашистского концлагеря «Саласпилс», в котором погибло около 100 тысяч заключенных. Причем зловещую известность этот лагерь получил по причине высокой детской смертности - здесь проводили различные медицинские эксперименты на малышах, а также использовали детей в качестве доноров для раненых немецких солдат.
Кто приютил эсэсовцев?
Максим Рева отмечает, что на Западе не хотят замечать опасных тенденций в Эстонии, Латвии и Литве. Тема замалчивается сознательно, уверен он. Прибалтийским националистам прощаются их «небольшие шалости» с исторической правдой, поскольку западным политикам выгодно поддерживать в Прибалтике антироссийские правительственные режимы.
- Есть очень знаковые вещи, - говорит публицист. - Вот, например, эстонский министр обороны, приветствуя «борцов за свободу», цитирует речь коллаборациониста Улуотса 1944 года. Речь, в которой Улуотс призывает вступать в ряды СС. А потом эстонский министр обороны спокойно едет в НАТО, и никто его там не одергивает… Надо признать: неофашистская зараза в Эстонии развивается и процветает. При этом прибалтийский национализм и неонацизм фактически поддерживаются Западом, а конкретно американцами и англичанами. Кстати, известно, что американские и британские спецслужбы после войны приютили у себя толпы бывших эсэсовцев! В фильме вы увидите групповую фотографию высших офицеров СД Остланда. Так вот, больше половины из них после войны в конечном итоге оказались на службе у американцев и англичан!
Причина очень проста. Прибалтийские эсэсовцы были востребованы, поскольку являлись связующим звеном между спецслужбами стран Западного блока и бандитскими формированиями «лесных братьев»! Негласно американцы и англичане поддерживали борьбу этой части прибалтов против советской власти.
Разделяй и властвуй
СССР развалился уже больше 20 лет назад, но идеологическая борьба все равно продолжается. На этот раз ее ведут с Россией.
- Мы знаем, что США являются политическим спонсором прибалтийских республик, и если бы в Вашингтоне захотели остановить местные неофашистские настроения, это бы уже сделали, - считает автор фильма «Скрытая история Прибалтики». - Однако очевидно, что Вашингтону выгодно взращивать на границе с Россией неофашистские режимы! Кроме того, Эстония, Латвия и Литва - это такие маленькие удобные лаборатории, где можно отрабатывать многие политические механизмы. А потом эти сценарии переносить на Молдавию, Грузию или Украину! Например, хорошо известна деятельность Марта Лаара, который написал книгу о 20-й дивизии СС. Он был премьер-министром Эстонии, министром обороны, а теперь председатель Госбанка. Так вот, этот Лаар работал личным советником Саакашвили! А потом консультировал новое правительство Молдавии, где в августе 2008 года коммунистов сменили так называемые реформаторы. Как мы видим, все делается для того, чтобы окружить Россию недружественными режимами.
Впрочем, Максим Рева отмечает, что это стандартная американская практика. Так же, как и снисходительность к антидемократичной сущности подконтрольных правительств. Им прощают огрехи - лишь бы эти правительства действовали в интересах Вашингтона.
Граждане второго сорта
Еще одна сторона неофашистских настроений в Прибалтике - это угнетение русскоязычного населения. Максим Рева очень хорошо знает этот аспект, поскольку почти всю жизнь прожил в Эстонии. После распада СССР он на себе прочувствовал, как ущемлялись права русскоязычных граждан. Очень скоро они стали «негражданами» (сокращенно - «негры») - им выдали соответствующие паспорта. У себя дома это люди второго сорта.
- Русскоязычных лишили политических прав, в частности - избирательных, ввели жесткие языковые ограничения, закрыли русские школы, - перечисляет Максим Рева. - Нам не дают занимать управленческие места как в государстве, так и в бизнесе, фактически превращают в дешевую рабочую силу. По сути, в 1991 году в Эстонии, Латвии и Литве мы получили неофашистские государства, которые в отношении русскоязычного населения используют мягкий вариант геноцида - этноцид. Русских в той же Эстонии - треть, однако в правительстве Эстонии русских сейчас нет вообще! Также вы почти не найдете русских в управлении крупным бизнесом. На инженерных должностях русские получают меньшую зарплату, потому что хуже говорят по-эстонски. У нас даже появились такие понятия, как профессиональный эстонец или профессиональный латыш. В эстонском уезде Ида-Вирумаа проживает почти 90 процентов русских. Вот что показательно - там средняя зарплата до недавнего времени была на 40 процентов ниже, чем, допустим, в Таллине. Ассигнования из федерального бюджета в эту часть Эстонии пошли только недавно, когда правительство осознало, что еще немного, и уезд объявит автономию и отделится! А ведь в Ида-Вирумаа сосредоточена почти вся эстонская энергетика!
Достучаться до зрителя
Максим Рева надеется, что его документальная работа все-таки привлечет внимание к проблемам в бывших прибалтийских республиках. Фильм он снимал специально для европейского зрителя, вскоре его переведут на несколько языков. Известный публицист хочет донести до зрителя простую мысль: то, что сейчас творится в Прибалтике, - это не просто проблемы бывших советских граждан, ставших «негражданами» Эстонии, Латвии и Литвы. Это очень тревожный звоночек для всей Европы. Ведь, обеляя фашистское прошлое, руководители прибалтийских стран теряют всякое чувство меры. До какого кощунства дошло - в рекламе препарата для похудения используются фотографии узников концлагерей, а в рекламе печного отопления - фотографии печей Освенцима!
- Увидев эту рекламу, мне позвонил один знакомый эстонец, - вспоминает Максим Рева. - Кстати, у этого эстонца отец был репрессирован советской властью, да и сам он до 18 лет жил в Сибири. То есть коммунистов и Сталина мой знакомый крепко не любит. Однако, увидев эту позорную рекламу, он в сердцах сказал: «Мне ужасно стыдно, что в Эстонии такое творится! Что у нас в головах за последние 20 лет произошло?! Как такое вообще возможно?!» Я хочу, чтобы такой же шок испытали зрители, которые посмотрят мой фильм. Я хочу достучаться до них и рассказать об опасности, которая грозит всем нам.
Юлия ЛИ