Болевая точка
Эффект Бирюлева
Усилившаяся межнациональная напряженность уже не просто проблема, а самая настоящая угроза стабильности в стране
Без преувеличения, события в Бирюлеве, где мигрант-азербайджанец зарезал простого русского парня на глазах у его девушки, что вызвало стихийный народный бунт с последующими погромами, всколыхнули общественное мнение: подробности этой истории обсуждались на митингах, а больше - на кухнях, в очередях и в общественном транспорте. Все потому, что ситуация, которая сложилась в заштатном районе Москвы, типична для крупных городов России и большинству из нас хорошо знакома. Свое Бирюлево, кишащее мигрантами, есть в каждом мегаполисе.
Компоненты социального взрыва
На примере Бирюлева хорошо видно, как провоцируется бунт.
Для начала обратим внимание на личность Орхана Зейналова, обвиняемого в убийстве. Он - гражданин Азербайджана, который, по сведениям наших правоохранительных органов, живет в России уже около десяти лет. Здесь он находится незаконно, более того, Зейналов уже успел отсидеть в российской тюрьме за нарушение ПДД! Однако даже после этого никто не проследил, чтобы неблагонадежный и проблемный гастарбайтер покинул Россию! Словно в насмешку над российским законом, Зейналов, лишенный судом водительских прав на три года, все равно подрабатывал частным извозом. Таким образом, он много лет нелегально находился и работал на территории нашей страны без каких-либо мер со стороны надзорных органов. Неэффективность миграционного контроля - вот вам первый компонент социального «коктейля Молотова».
Вторая важная причина - огромная концентрация в Бирюлеве приезжих. В этом районе Москвы полно легальных и нелегальных мигрантов, внешних (из стран СНГ) и внутренних (с российского Северного Кавказа). Но местных жителей, похоже, уже не волнуют подобные тонкости - они просто видят, что национальный состав их района серьезно меняется, что приезжих становится слишком много. Критически много!
Вы заметили, как постепенно сам повод для социального взрыва в Бирюлеве, а именно убийство Егора Щербакова, отошел на второй план? Давайте говорить прямо: люди всколыхнулись не столько из-за самого преступления, сколько из-за засилья мигрантов у себя дома. Они подспудно ощущают страх и тревогу, боятся, что их вытеснят, что район превратится в мигрантское гетто. Даже не совершая преступления, приезжие все равно будут создавать напряжение самим фактом своего присутствия в большом количестве! Это надо просто признать и стремиться к тому, чтобы в подобных районах, где повышена концентрация мигрантов, держать ситуацию под особым контролем и проводить политику постепенного уменьшения количества приезжих. Ведь в накаленной обстановке любой повод может превратиться в искру, из которой возгорится пламя.
База для овощей и мигрантов
А теперь давайте разберемся, почему в Бирюлеве так много мигрантов. Во-первых, здесь можно сравнительно недорого арендовать комнату или квартиру, во-вторых, мигранты тут работают - в районе находится огромная Покровская овощебаза, которая обслуживает 20 - 30 процентов потребностей Москвы в овощах и фруктах. Эта база давно стала главным криминогенным источником района. Однако обратили на нее внимание почему-то только сейчас. А что же раньше делали правоохранительные органы?! Видимо, не хотели или не могли прикрыть эту лавочку - слишком уж серьезные люди ее держали. Сейчас, когда овощебазу шерстят многочисленные проверяющие, мы узнаем о грубейших нарушениях, которые были здесь нормой. Толпы незаконных мигрантов без документов, полная антисанитария (сотрудники Роспотребнадзора обнаружили колонии крыс и туберкулезные микобактерии).
Позже Магомед Толбоев, почетный директор ЗАО «Новые Черемушки» (к этой структуре относится Покровская овощебаза), простодушно сказал на суде, когда решался вопрос о прекращении работы базы: «Тогда прошу закрыть все остальные 49 овощных баз в Москве!» В этом возмущении большая доля правды. Прямо скажем, нарушения на Покровской овощебазе не являются чем-то необычным для подобных предприятий. Давайте вспомним хотя бы историю с магазином «Народный» в Санкт-Петербурге. В прошлом году эту точку пытались закрыть, но бизнес одержал победу над властью. «Народный» продолжает работать. Существование центров притяжения мигрантов, а также неспособность и нежелание полиции разобраться с такими источниками напряженности - вот третья составляющая для масштабного социального взрыва.
Во власти ненависти
Но помимо естественных причин бунта есть, конечно, и искусственные. В бирюлевских погромах приняло участие большое количество националистов и футбольных фанатов. Если сначала местные жители просто собрались на народный сход, чтобы выразить свой протест, то потом их начали разогревать выкриками типа: «И что? Теперь по домам разойдемся?!» После чего, собственно, и начались погромы.
Вообще попытки радикальных групп воспользоваться ситуацией, чтобы обострить межнациональные конфликты и подлить масла в огонь, сегодня уже стали обыденностью для России. Сейчас чуть ли не любое нападение условно «чужого» на условно «своего» стараются использовать для усиления народного возмущения, будь то даже откровенно бытовой конфликт. Это ведь действительно очень простая формула. Люди всегда значительно острее и эмоциональнее реагируют на подобную информацию. Когда убили «своего» Егора Щербакова, это вызвало у бирюлевцев негодование и скорбь, а когда на следующий день недалеко от места гибели Щербакова убили узбека, люди равнодушно пожали плечами. Откровенно говоря, возможно, на этого несчастного узбека напали те же распаленные «нацики», приехавшие поднимать в Бирюлеве бунт и решившие отомстить случайно встреченному «инородцу». Но этот инцидент остался почти незамеченным...
Свои или чужие?
Впрочем, даже если власти чудесным образом решат вопросы с большим наплывом мигрантов из Азербайджана, Грузии, Армении, Таджикистана и Узбекистана, это не снизит межнациональную напряженность. Потому что чуть ли не с большим подозрением жители мегаполисов относятся к гостям из северокавказских республик РФ. А ведь от чеченца, дагестанца, ингуша не отгородишься границей - он же свой, российский!
Хотя проблем эти свои доставляют подчас не меньше чужих. На прошлой неделе в Петербурге арестовали семерых уроженцев Дагестана по подозрению в организации стрельбы на Думской улице 21 сентября. Напомним, тогда несколько гостей с юга открыли стрельбу из травматического и пневматического оружия всего лишь из-за того, что их не пустили в бар! Среди задержанных кавказцев есть известные спортсмены, в частности чемпион мира по боксу в легком весе, чемпион России по боевым искусствам и чемпион по боям без правил. При этом во время обысков сотрудники полиции нашли травматическое оружие и «литературу с признаками экстремизма»! Вот после таких инцидентов сколько ни говори о множестве добропорядочных кавказцев, а горожане все равно на каждого южанина начинают смотреть с подозрением. Вдруг он тоже из этих горячих, которые чуть что сразу хватаются за оружие, а в большой город приехал не честно работать, а промышлять чем-нибудь незаконным?
Надо срочно что-то делать!
О причинах обострившихся межнациональных конфликтов можно говорить бесконечно, поскольку самих причин много. Проблема формировалась десятилетиями. Однако если нынешняя власть не хочет, чтобы ее сделали крайней, ей следует, засучив рукава, как можно быстрее разгребать миграционные «завалы». Прямо скажем, работа это долгая, тяжелая и неблагодарная, однако в случае промедления межэтнические волнения могут захлестнуть уже не отдельный район Москвы, а всю Россию. А уж тех, кто захочет этим воспользоваться и еще больше «раскачать лодку», найдется с избытком! Что уже напрямую угрожает стабильности и безопасности самого государства.
Юлия ЛИ