Честный разговор

«Цель террористов - смена власти в стране»

Эксперт федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Сергей Соколов - о том, чего добиваются те, кто стоит за взрывом автобуса в Волгограде

После кровавого теракта в Волгограде, в результате которого погибли шесть человек, к россиянам вернулся страх. Можно ли было предотвратить этот теракт? Начало ли это новой террористической волны? Об этом мы беседуем с экспертом федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Сергеем Соколовым.

«Знать врага в лицо»
- Сергей Юрьевич, можно ли в связи с терактом в Волгограде говорить о явном проколе в работе наших спецслужб?
- И да и нет. Когда террорист надел пояс шахида, можно говорить о том, что теракт уже состоялся. Здесь нужно смотреть в корень: а с кем мы имеем дело? Наш враг - вовсе не та несчастная женщина-террористка в Волгограде, которая угробила столько жизней. Наш враг - это сеть экстремистских организаций, которые хорошо известны. На сегодняшний момент во многих регионах России существуют резидентуры, связанные с организациями исламского толка. Они есть и на Кавказе, и в южных регионах страны, в первую очередь - в Краснодаре, и по всей Сибири. Их цель - подготовка террористов и организация актов неповиновения властям с целью дестабилизации ситуации в стране. У нас, к примеру, есть информация из Челябинской области о возможной связи криминальной группировки, известной как «калининская семья», с экстремистами из «Хизб ут?Тахрир аль-Ислами». А финансирование поступает от одного из крупных бюджетообразующих предприятий области. Наряду с этим действуют националистические группировки экстремистского толка. Парадокс в том, что эта информация сейчас мало востребована.
- Как же так?
- Для того чтобы бороться с экстремистами, нужны профессиональные люди. Люди, серьезно занимающиеся внутренней политикой. А у нас разве кто-то этим занимается? Может быть, правительство? Или «Единая Россия»? Или Народный фронт? Нет, им это неинтересно. А настоящие профессионалы должны хотя бы знать, с кем они борются, например хорошо различать салафизм и суфизм.
- Неужели это так важно?
- Врага нужно знать в лицо. Салафизм, который не совсем точно иногда называют ваххабизмом, - ветвь ислама, являющаяся идеологической основой ряда государств, например Саудовской Аравии, Катара и прочих. Их руководители одержимы идеей всемирного халифата, и их задача - добиться того, чтобы все государства в мире были построены на принципах ислама. На Северном Кавказе, наоборот, в основном всегда преобладали суфиты - это течение по-иному трактует ислам. Однако в последние годы среди суфитов проповедуются идеи салафизма: звучит открытый призыв к нашим мусульманам бороться против российской власти. Он идет в российском сегменте Интернета, но никому до этого дела нет.

«Нужно чистить ряды спецслужб»
- А как же ФСБ - вы так невысоко расцениваете ее работу?
- ФСБ сегодня радикально отличается от КГБ. Необходимо срочно чистить ее ряды, и эту задачу я бы доверил Управлению собственной безопасности ФСБ. А потом уже обновленная ФСБ занялась бы МВД, прокуратурой и Следственным комитетом. Ведь, как известно, ни один теракт невозможно совершить без финансирования. Помимо траншей из-за рубежа, деньги террористы получают в том числе и на местном уровне - например, от бизнеса. У каждой серьезной бизнес-структуры сегодня имеется «крыша». К сожалению, бизнесмены не всегда понимают, что они финансируют… И это серьезнейшая карта, которую разыг­рывают все экстремистские группировки. Поэтому теракт в Волгограде - не первый и, боюсь, не последний в цепочке страшных событий. Думаю, проблемы будут продолжаться до тех пор, пока работа ФСБ и в целом правоохранительных органов не изменится.
- А то, что теракт в Волгограде произошел вскоре после событий в Бирюлеве, - случайность или закономерность?
- Мне кажется, это простое совпадение. Однако то, что случилось в Бирюлеве, показало, насколько хрупок в России межконфессиональный и межэтнический мир. Достаточно одного убийства - и может случиться социальный взрыв… Лично мне было очень досадно видеть, что на народный сход жителей Бирюлева не приехал Сергей Собянин, представители ОНФ или «Единой России», а вместо них явились представители радикально настроенных прославянских группировок. Они и подняли людей на беспорядки… Вакуум, который не могут заполнить партийные структуры и общественные организации, заполняют экстремистские группировки.
- Есть точка зрения, что межнациональная рознь в России разжигается искусственно…
- Я согласен с такой точкой зрения. Единый враг, о котором я уже упомянул, ставит задачу смены власти в нашей стране. Для этого и раскачивается ситуация. Вот простой пример. На Украине, на границе с Белгородской областью, существует Украинский национальный союз, куда, как поговаривают, принимают всех «отмороженных» россиян. Там их учат противодействовать силам ФСБ и других правоохра­нительных органов, агентурной и оперативной работе. Также в границах России существуют русофобские националистические группировки исламского толка. Легко предсказать, что они будут пытаться организовывать беспорядки и вовлекать в них народ…
«Почему профессионалы не востребо-
ваны?»
- Удар наносится лично по Владимиру Путину или по всей системе власти?
- По Путину стало возможно наносить удары только «благодаря» его окружению. Оно совсем не заботится о том, чтобы уберечь президента. Разгул коррупции у нас случился именно по вине федеральных чиновников, а не региональных.
- А как можно противодействовать экстремис­там? Можно ли предотвратить новые возможные теракты?
- Еще раз повторю: для этого должны начать работать правоохранительные органы. И в МВД, и в ФСБ много хороших работников, но они чувствуют свою невостребованность нынешней прогнившей насквозь системой. Прибавьте к этому отсутствие в государстве идеологической платформы. Пока идеологии нет, на этом поле будут пытаться работать экстремисты, заполняя его чуждыми вредоносными идеями. Мало провести съезд партии власти и потом спокойно сидеть и пилить бюджеты - нужно идти в народ и работать. Пока же мы видим сплошной пиар.
- И в чем это выражается?
- А скажите мне, например, зачем главе МВД Владимиру Колокольцеву понадобилось лично взглянуть в глаза предполагаемому убийце Егора Щербакова? Кому-нибудь это нужно? А что делало МВД до этого, много лет подряд, когда плодоовощная база в Бирюлеве, а вместе с ней и целый район, превращалась в рассадник криминала? Сегодня в силах главы государства взять и встряхнуть чиновничье болото, провести ротацию кадров не по принципу, кто с кем учился или дружил, а по принципу профессионализма. Только тогда удастся предотвратить в России гражданскую войну, угроза которой кажется мне все более реальной.

Светлана НОВИКОВА

12.10.2015