Национальный позор

Чемодан, чемодан, чемоданище

Как и почему на главной площади страны появился уродливый гигант - символ богатой жизни?

Всю минувшую неделю в Москве можно было наблюдать поистине фантасмагорическую картину: на Красной площади «расцвел» гигантский дом-­чемодан, по 30 мет­ров в длину и ширину и 9 мет­ров в высоту, подавивший своими размерами и мавзолей, и собор Василия Блаженного и, видимо, лишь по недосмотру владельцев не за­тмивший Спасскую башню. Его появление вызвало взрыв общественного негодования.

Ничейная Красная площадь?
История чемодана была недолгой - его начали разбирать через несколько дней после того, как он был построен на главной площади страны. Но как он вообще мог там появиться? Самое удивительное, что ответа не знает никто! И Федеральная служба охра­ны, и администрация президента, и мэрия Москвы - все дружно открестились от ответственности за этот случай.
- Я так и не понял, что за структура дала разрешение на размещение этого «чудо-сундука» на Красной площади, - недоумевает Николай Стариков, известный публицист, основатель общественного движения «Профсоюз граждан России». - Хотелось бы посмотреть в глаза этим людям, поинтересоваться, из каких соображений они исходили… А затем лишить эту структуру и этих людей права выдавать такие разрешения. Ведь Красная площадь имеет особое значение не только в духовном, но и в административном смысле. В соответствии с законом там запрещены любые пикеты и демонстрации, любое строительство, и размещение такой рекламной конструкции в этом месте выглядит по меньшей мере странно. Рядом правительственный объект, особо охра­няемая зона, - что ж, теперь кто угодно может ставить там что угодно?

Вспоминая Матиаса Руста
Хорошо известен лишь инициатор этой провальной акции. Это - ГУМ, главный олигархический магазин столицы. В честь 120-летнего юбилея этого торгового заведения его владельцы и решили попользоваться Красной площадью. Председатель комитета по стратегическому развитию ГУМа миллионер Михаил Куснирович призвал общественность воспринимать этот объект как временную выставку и пообещал, что простоит чемодан на площади «всего лишь» полтора месяца. К счастью, не сложилось.
- ГУМ - это магазин, который всего лишь расположен рядом с Красной площадью. Это не значит, что любая торговая точка, имеющая подобное расположение, может устанавливать свои колоссальные конструкции, - уверен Николай Стариков. - Перед нами - наглядное свидетельство бардака, с которым следует разобраться. Потому что я, например, очень не хочу, чтобы на Красной площади опять приземлился какой-нибудь Матиас Руст!

Враждебный бренд
18-летнего гражданина ФРГ, приземлившегося в самом сердце столицы СССР в мае 1987 года, вспоминает и доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра.
- Немецкий летчик-любитель Матиас Руст прилетел примерно туда же, где сейчас находится этот сундук, - говорит он. - Тогда тоже было много шуток, но в итоге был уволен весь генералитет тогдашних советских Вооруженных сил. У любой проблемы всегда есть имя, отчество и фамилия. И эти люди должны ответить за содеянное - по той причине, что Красная площадь даже в кошмарном сне не должна быть объектом для продвижения чуждых нам брендов.
В чуждости бренда сомневаться не приходится. Фирма «Louis Vuitton», выпускающая супердорогие баулы, интересуется всем, что связано с верховной властью в России. Сейчас это Красная площадь, а несколько лет назад ее рекламная кампания была выстроена на личности Михаила Горбачева. На глянцевых фото бывший генеральный секретарь ехал в дорогом авто с печалью на челе, а рядом с ним уютно устроилась сумка - с таким же логотипом, как и на нынешнем огромном чемодане. И все бы ничего - мало ли о чем может скорбеть экс-руководитель могущественнейшей страны мира, разваливший эту страну и ставший моделью для рекламных роликов! Да вот только на модном саквояжике у него лежит западный журнал, первая полоса которого посвящена т. н. «делу Литвиненко». Образ сомнительный, если не сказать дискредитирующий!

Благие цели - не оправдание
Кстати, всем абсолютно ясно, что единственной целью размещения уродливого гиганта на Красной площади было продвижение бренда. Но представители «Louis Vuitton» призывают… не считать проект коммерческим и рекламным. Ведь все деньги от выставки «Душа странствий» должны были достаться благотворительному фонду «Обнаженные сердца». В ход пущена жалость. Уже выступила Наталья Водянова, основатель фонда, топ-модель и по совместительству сожительница сына хозяина «Louis Vuitton». Ее пафос, если вкратце, таков: злые, негодные люди не дали заработать денег для больных детей. Что мешало отцу сожителя Водяновой потратить на детей часть колоссальной прибыли своей компании без установки чемодана на Красной площади, не уточняется.
- Даже если прикрывать этот чемодан благими целями - мол, все вырученные средства мы отдадим больным детям, то есть ведь и другие площадки, - считает Дмитрий Гавра. - Москва за последние годы стала втрое больше, вполне возможно было бы провести подобную акцию где-нибудь в Бирюлеве - теперь это знаменитое место.
Удивительно вот что: 18 дней длился монтаж гигантского чемодана и… успешно завершился. Похоже, вообще никто не задавался вопросом правомерности такого строительства на Красной площади. Теперь чемодан так же неспешно разбирают. Вместо того чтобы снести бульдозером.
- Это, во-первых, говорит о том, что все разрешения у авторов проекта все-таки были и установка чемодана была согласована как минимум с городскими властями, - уверен Дмитрий Гавра. - Во-вторых, это подтверждает, что наши чиновники не умеют принимать решения и ждут окрика сверху. Ведь пока это сооружение возводилось, никто не спросил: «Почему? Зачем? Кто разрешил?» Мышление осталось старым: «Если строят - значит, кто-то позволил на самом верху». Вспоминаются чеховские рассказы, право слово! В-третьих, очень огорчает, что у нас не умеют просчитывать серьезные имиджевые последствия таких чудовищных проектов для страны.

Имидж - ничто?
Вот и получается, что имидж России страдает, зато имидж коммерческих предприятий буйно расцветает! Впрочем, тот же господин Куснирович всегда активно пользуется возможностями, которые могут подарить ему знаковые места - причем не только в Москве, но и в северной столице. Именно Куснирович был инициатором установки  скандально известного катка на Дворцовой площади - доходного проекта, стоившего городу как минимум решетки вокруг Александровской колонны.
- Устраивать шоу на главных площадях (таких, как Красная в Москве и Дворцовая в Петербурге) - это безоб­разная практика, - считает Владимир Дмитриев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции КПРФ. - Это места, которые достойны лишь парадов и серьезных государственных мероприятий. Надо понимать, что это символы, причем не только конкретных городов, но и всей страны. И потребительское, а тем более шутливо-издевательское отношение к ним недопустимо.
Все эксперты сходятся во мнении: в любом другом месте выставка, посвященная помпезному юбилею ГУМа, имеет право на жизнь - но только не на Красной площади. Впрочем, в том, что знаменитый элитный бренд выживет в столице, можно не сомневаться. Принять чемодан выразили желание две площадки - Парк Горького и ВВЦ. При этом свою порцию славы - скандальной, самой лучшей для массового сознания! - коммерсанты уже урвали.

Софья МИХАЙЛОВА

12.10.2015