Актуальное интервью

Стихийные бедствия становятся повседневностью

Генерал-майор МЧС Валерий Акимов - о том, что делают спасатели для минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера

Природа с каждым годом преподносит человечеству все больше неприятных сюрпризов. Масштабные стихийные бедствия следуют одно за другим. Лесные пожары 2010-го, потоп в Крымске в 2012-м, падение Чебаркульского метеорита в 2013-м. Настоящей трагедией стало недавнее наводнение на Дальнем Востоке. Местным жителям и экономике региона нанесен огромный ущерб. К сожалению, все указывает на то, что нам надо привыкать жить в условиях высокой вероятности возникновения очередного аномального погодного явления или буйства стихии. О том, возможно ли предугадать подобные катаклизмы и минимизировать их последствия, «Смена» беседует с доктором технических наук, генерал-майором МЧС, начальником Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Валерием Акимовым.

Новые вызовы
- Валерий Александрович, в условиях разбалансировки климата, когда в одних районах за раз выпадает многомесячная норма осадков, а в другие районы, наоборот, приходят волны жары с засухой, изменяется ли как-то работа МЧС? Есть ли в МЧС система прогнозирования возможных стихийных бедствий?
- В последние годы негативные природные процессы и явления действительно участились. Например, в 2012 году в России, по данным Росгидромета, было зафиксировано наибольшее количество неблагоприятных опасных погодных явлений за всю историю метеорологических наблюдений! Они произошли в 78 субъектах страны. Сравните хотя бы с 2011 годом, когда такие явления зарегистрировали лишь в 67 регионах. От всех федеральных органов исполнительной власти, в том числе от МЧС России, это потребовало активизации всей их деятельности. Распоряжением президента РФ по предложению нашего министерства в стране создана Система мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера. На федеральном уровне деятельностью этой системы руководит Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России - центр «Антистихия». А на уровне федеральных округов и субъектов РФ этим занимаются региональные и территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

30 природных опасностей
- Какие именно последствия изменения климата на территории России, на взгляд руководства МЧС, наиболее опасны? В каких регионах России существуют самые высокие риски возникновения тех или иных стихийных бедствий?
- Даже если не говорить об изменениях климата, на территории России опасностей всегда было предостаточно. Более 30 различных природных явлений могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья человека, среди них - землетрясения, наводнения, ураганные ветры и штормы, цунами, оползни, сели, снежные лавины и сход ледников, аномальные температуры, крупные лесные пожары, таяние вечной мерзлоты. Наибольший интегральный природный риск на территории РФ наблюдается на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Камчатке, Сахалине и на юге и востоке Сибири.
Начнем с наводнений. В России особенно часто они происходят на Дальнем Востоке, в бассейне Средней и Верхней Оки, Верхнего Дона, на реках бассейнов Кубани и Терека, в бассейне Тобола, на притоках Среднего Енисея и Средней Лены. Ливневые или дождевые - самый распространенный тип наводнений. Они могут охватывать относительно небольшие водосборы и опасны в основном для городов. Таким было ливневое навод­нение в Крымске Краснодарского края, которое случилось в ночь с 6 на 7 июля 2012 года и привело к большим человеческим жертвам и огромному экономическому ущербу. В целом ливневые наводнения наиболее часты на Дальнем Востоке с его муссонным климатом. Пример тому - катастрофическое наводнение на Амуре в августе - сентябре этого года.
На долю пожаров в нашей стране приходится в среднем 24 процента от всех ЧС природного характера. Ежегодно регистрируется от 10 до 35 тысяч лесных пожаров, они охватывают площади от 0,5 до 2,5 миллиона гектаров.
Более 20 миллионов человек проживают на территории (она занимает около 25 процентов общей территории России) с риском землетрясений в семь и выше баллов. Индекс сейсмического риска выше всего для населения Краснодарского края, Камчатской и Сахалинской областей, Дагестана.

Уроки усвоены
- Что в результате анализа прошедших стихийных бедствий меняется в работе МЧС? В частности, повлияли ли события в Крымске на прогнозирование наводнения на Дальнем Востоке, подготовку к нему?
- После анализа событий в Крымске было уделено особое внимание повышению эффективности систем оповещения населения и уровня подготовки руководителей муниципальных образований к реагированию на ЧС. В результате предпринятых МЧС России мер был подготовлен и подписан указ президента Российской Федерации «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В соответствии с ним до 1 января 2014 года такая система будет создана на федеральном, региональном и объектовом уровнях.
Уже во время катастрофического наводнения на Дальнем Востоке ошибки Крымска были учтены, меры по оповещению и эвакуации населения из опасных зон приняты своевременно. В самом начале наводнения были скоординированы силы и средства МЧС и Минобороны России. В шести субъектах Дальневосточного федерального округа для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ была создана группировка сил и средств общей численностью более 45 тысяч человек и  7200 единиц техники. В районах навод­нения совместно работали подразделения МЧС России, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Минздрава и других федеральных структур. Самое главное, что принятые меры позволили избежать жертв среди населения!

Когда ученые бессильны...
- Каковы, по вашему мнению, главные причины стихийного бедствия на Дальнем Востоке? Насколько это действительно аномальное событие?
- Это наводнение носит катастрофический характер. На реке Амур у Хабаровска сформировался выдающийся максимальный расход воды, повторяемость которого оценивается как один раз в 200 - 250 лет. Причину наводнения ученые-гидрологи видят в небывалых затяжных осадках, которые были аномальными и по своей продолжительности, а это более двух месяцев, и по интенсивности, и по охваченной площади. Дожди шли как в верхней части Амура, так и в Китае, в бассейне реки Сунгари, самого крупного притока Амура.
Можно ли спрогнозировать, предупредить подобное? Пока на этот вопрос ученые отвечают отрицательно. Гидрологи и метеорологи уверенно говорят, что спрогнозировать ту синоптическую ситуацию, которая сложилась на Дальнем Востоке, было невозможно. То, что пойдут дожди, можно было прогнозировать за две недели. Но насколько они будут продолжительными и интенсивными - метеорологи предсказать были не в силах. Долгосрочных достоверных прогнозов осадков не делается нигде в мире.
Но вот эффективнее защищаться от таких ЧС можно. И наиболее действенный инструмент защиты - регулирование стока рек. Однако этот инструмент далеко не всегда и не везде применим. Поэтому наиболее часто используется пассивная защита от наводнений в виде строительства прибрежных дамб и установления контроля за землепользованием, застройкой в пойменных, склонных к затоплению участках речной долины.
- Сейчас многие говорят об огромной проблеме с загрязненными поймами рек, которые не чистятся в должной мере, что снижает проходимость воды в руслах…
- Да, эта проблема особенно наглядно проявилась при наводнении на реке Лене в 2001 году, затем на юге России в 2002 году и в 2012-м в Крымске. Неподготовленность общей системы водохозяйственных служб, а также неразбериха среди собственников водных бассейнов, которая возникает всегда, когда встает вопрос, кому же заниматься очисткой русла рек, - это одни из основных причин, усугубляющих разрушительные последствия наводнений.

Юлия ЛИ

12.10.2015